Здравствуйте, дорогие ангарчане! 9 сентября 2018 года я был избран депутатом Законодательного Собрания Иркутской области. Многие из вас в тот день проголосовали за мою кандидатуру, за что я искренне вам благодарен. И все эти четыре года я стремился оправдать ваше доверие. Удавалось это мне или нет, судить вам: с момента избрания я ежемесячно отчитываюсь перед вами о своей работе в областном парламенте. До июня нынешнего года мои отчеты публиковались в газете «Время», однако это издание прекратило свое существование, и теперь отчитываться перед вами я буду со страниц газеты «Свеча».
На прошлой неделе Законодательное Собрание Приангарья возобновило свою работу после летних каникул. В среду, 14 сентября, прошла очередная 58-я сессия ЗС.
Началась она с принятия в первом чтении поправок к Уставу Иркутской области. Предложенные комплексные изменения вызваны нововведениями, закрепленными в этом году в Федеральном законе «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» и в Конституции РФ. В частности, вводится понятие публичной власти, корректируются полномочия областного правительства, а также вносится ряд других поправок. После чего возникла необходимость внести поправки и в закон «О Законодательном Собрании Иркутской области», чтобы и его привести в соответствие с федеральным законодательством. Внесенные изменения были также рассмотрены в первом чтении.
А вот закон «Об исполнении областного бюджета за 2021 год» был принят сразу в окончательном чтении. Как сообщила Заксобранию министр финансов Иркутской области Наталия Бояринова, главная задача бюджетной политики в прошлом году заключалась в восстановлении экономики после достаточно сложного пандемийного периода. И реализация этой политики в общем прошла успешно. При этом областная казна сохранила свою социальную направленность: 2/3 всех расходов были направлены на отрасли социальной сферы.
Исполнение основных параметров областного бюджета составило: доходы – 253,1 млрд руб. (из них межбюджетные трансферты – 65,1 млрд руб.), расходы – 235,6 млрд руб., профицит – 17,5 млрд руб. В сравнении с 2020 годом увеличение налоговых доходов составило 50,0 млрд руб. (+37,2%).
Госдолг на 1 января 2022 года составил 14,3 млрд руб. (снижение к аналогичному периоду прошлого года на 51,9%). При этом в его структуре присутствуют только бюджетные кредиты.
В прошлом году в Приангарье реализовывалась 21 госпрограмма в соответствии с 12 национальными проектами. Исполнены на 234,3 млрд руб. На реализацию 41 регионального проекта было предусмотрено 32,9 млрд руб., исполнение – 27,7 млрд руб. (84,2%). 85,6 млрд руб. было перечислено в местные бюджеты в виде межбюджетных трансфертов.
В связи с этим целесообразно уделить внимание и одобренному на сессии сводному годовому докладу «О ходе реализации и об оценке эффективности государственных программ Иркутской области по итогам 2021 года».
Согласно отчету, эффективность 12 госпрограмм Приангарья по итогам 2021 года оценивается как «высокая», 7 госпрограмм – как «средняя», а двух – как «удовлетворительная». Средняя эффективность реализации государственных программ составила 90,2%, что соответствует критерию «высокая», и выше уровня прошлого года на 2,1%. Количество госпрограмм с оценкой эффективности ниже «средней» сократилось с пяти в 2020 году до двух в 2021 году.
Государственные программы с наиболее высокой оценкой эффективности:
– «Труд и занятость» на 2019-2024 годы и «Социальная поддержка населения» на 2019-2024 годы – 100,0%.
Госпрограммы с наиболее низкой оценкой эффективности:
– «Реализация государственной политики в сфере строительства, дорожного хозяйства» на 2019-2024 годы – 73,8%;
– «Развитие здравоохранения» на 2019-2024 годы – 74,6%;
– «Доступное жилье» на 2019-2024 годы – 80,1%.
В целом средняя эффективность реализации госпрограмм в 2021 году существенно повысились по сравнению с прошлым годом и сопоставима с уровнями «докоронавирусного» 2019 года.
Также был заслушан отчет «Об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Иркутской области за 2021 год».
Исполнение основных параметров составило: доходы – 51,5 млрд руб., расходы – 50,2 млрд руб., профицит – 1,3 млрд руб. По сравнению с уровнем 2020 года доходы бюджета ТФОМС увеличились на 12,8%, или на 5,8 млн руб. Рост расходов к уровню 2020 года составил 9,2%. Основная часть расходов (97,2%) направлена на выполнение Территориальной программы ОМС на 2021 год.
Имеются узкие места, требующие повышенного внимания. Так, в связи с утверждением постановлением Правительства РФ от 26.02.2021 №273 новых Правил использования медицинскими организациями указанных средств с 01.03.2021 г. была приостановлена и до конца года не возобновлена реализация мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования.
Новый территориальный план данных мероприятий следовало утвердить до 1 декабря 2021 года. Однако Минздравом области он был утвержден только в феврале 2022 года. Из предусмотренных на эти цели 362 млн руб. в 2021 году использовано 57 млн руб., или 15,8%. Остаток неиспользованных средств будет направлен на те же цели в 2022 году.
Что же касается блока социальных вопросов, рассмотренных на сессии, то он оказался достаточно обширным и разнообразным:
– В окончательном чтении нами была одобрена поправка в одно из приложений к закону «Об областном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов». Эта корректировка стала уточнением июньских изменений бюджетного документа. Тогда мы дополнительно выделили 33 млн руб. на приобретение мебели и оборудования для школ, в которых прошел капремонт в рамках областной программы. После этого муниципалитеты должны были подготовить документы для участия в конкурсном отборе объектов. Принятой поправкой выделенные средства предлагается направить в конкретные муниципалитеты (их 16), выполнившие эту процедуру.
– Благодаря изменениям, внесенным в Закон Иркутской области «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан», право на бесплатную землю получат многодетные семьи, чей совершеннолетний ребенок или дети погибли (умерли) из-за ранения, травмы, контузии или заболевания, полученных в результате участия в специальной военной операции, проводимой на территории ДНР, ЛНР и Украины. А также при выполнении задач по охране государственной границы Российской Федерации на участках, примыкающих к районам проведения спецоперации.
– Изменения в Законе «Об отдельных вопросах организации и обеспечения отдыха и оздоровления детей в Иркутской области» направлены на поддержку семей самозанятых граждан и индивидуальных предпринимателей. Теперь такие семьи, выкупая детские путевки на отдых и оздоровление, смогут получить компенсацию в размере 80% их стоимости из средств областного бюджета. Ранее они были вынуждены приобретать путевки за полную стоимость.
– Изменения в Законе «О государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в Иркутской области» повышают размеры выплат гражданам, заключившим социальный контракт:
• на развитие индивидуальной предпринимательской деятельности – с 250 тыс. руб. до 350 тыс. руб.,
• на ведение личного подсобного хозяйства – со 100 тыс. руб. до 200 тыс. руб.
– Изменение в Законе «О постинтернатном сопровождении в Иркутской области» позволит выпускникам организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшим 18 лет, продолжить временное проживание и питание в детских домах и интернатах, в которых они находились ранее, до момента трудоустройства или поступления в вузы и другие образовательные учреждения.
– Принятый в первом чтении проект закона «Об обеспечении семей подарочными комплектами детских принадлежностей в связи с рождением ребенка в Иркутской области» предусматривает вручение подарочных наборов семьям с доходом ниже прожиточного минимума, дети в которых родятся в период с 1 января 2023 года по 31 декабря 2023 года. Стоимость одного набора составит 10 тыс. руб.
– Изменения в Законе «О дополнительной мере социальной поддержки семей, имеющих детей, в Иркутской области», также принятые в первом чтении, расширяют право жителей Приангарья тратить средства регионального материнского капитала (сегодня он составляет 116,5 тыс. руб.). Данные поправки предусматривают возможность направить эти деньги на подключение индивидуальных жилых домов к коммунальной инфраструктуре: электро-, газо-, тепло-, водоснабжению и водоотведению.
Необходимость разработки этого законопроекта в значительной мере была вызвана неоднократными обращениями жителей ряда территорий Иркутской области. И в связи с этим я обращаюсь к вам, дорогие ангарчане. Будьте активнее! Если у вас возникли вопросы, претензии или предложения по тем или иным областным законодательным или нормативным документам, смело обращайтесь ко мне письменно или в часы приема, и мы с вами совместно приложим все усилия, чтобы скорректировать их в нужном направлении.
В завершение сессии нами было принято решение об очередном награждении достойных представителей Иркутской области Почетной грамотой Законодательного Собрания. Среди удостоенных – Андрей Лабыгин, и я искренне поздравляю его с этой наградой, которой он, безусловно, достоин!
Андрей Николаевич немало сделал для Иркутской области и на посту руководителя аппарата областного парламента, и в должности председателя Думы г. Иркутска, и в качестве вице-спикера и председателя комитета по здравоохранению и социальной защите Заксобрания. Сегодня Андрей Лабыгин как уполномоченный по защите прав предпринимателей плотно и плодотворно работает с депутатским корпусом ЗС, а лично я при рассмотрении профильных вопросов, касающихся малого и среднего бизнеса, практически всегда нахожу с ним полное взаимопонимание.
Евгений Сарсенбаев,
депутат Законодательного Собрания Иркутской области