В минувшее воскресенье, около 17 часов, в районе «места дислокации» народного театра «Чудак» наблюдалось праздничное оживление театральной общественности города. В ожидании очередной премьеры самого народного ангарского театра зрительный зал «одиннадцатой комнаты», можно сказать, трещал по швам. 20 февраля здесь играли пьесу Александра Вампилова «Прощание в июне».
К нашему знаменитому земляку в «Чудаке» отношение особое. Спектакль «Провинциальные анекдоты» по его драматическим произведениям показывали на этой сцене более ста раз. Сегодняшний режиссер «Чудака» Александр Говорин бережно относится к традициям своего театра. В прошлом году он поставил с молодым актерским составом спектакль «Стечение обстоятельств» по ранним рассказам Вампилова.
В воскресной премьере режиссер объединил юных и взрослых «чудаков». Это придало постановке особый оттенок. Старшие артисты – Ирина Марфина, Владимир Путято и Владимир Метелкин – не понаслышке знакомы с той студенческой средой 60-х годов, откуда родом делавший свой нелегкий выбор Колесов, друзья-соперники Букин и Фролов, «выделяющийся своей непосредственностью» Гомыра и другие персонажи драматурга. Молодая поросль «Чудака» о том времени может знать только по книгам, рассказам родителей и коллег по сцене. Тем не менее игра ребят была точной. Под сенью своих умудренных опытом коллег они словно превратились в студентов середины прошлого века – и не скажешь, что это интернет-поколение.
Борьба благоразумия и совести стала в этом спектакле основной для героя Андрея Краснова, исполнителя главной роли. Школа «Ростка» не прошла для него даром – его Колесов покоряет своим обаянием, и публика охотно проходит вместе с ним все этапы пути к кульминационной точке – разорванному диплому. При этом зрители, в отличие от героя, видят, каким ему суждено стать, если он выберет путь благоразумия, – в свое время «нечто похожее» случилось с его мучителем Репниковым, роль которого исполнял Владимир Путято.
Страницы из дипломов, словно нависающие над актерами, в какой бы части сцены они ни оказались, держали в напряжении всех присутствовавших. Как признался художник спектакля Вячеслав Прошин, в оформлении постановки он использовал изображение диплома бессменного вдохновителя театра Леонида Беспрозванного. По ходу спектакля каждый из героев не раз оказывается перед огромным зеркалом на заднем плане и вглядывается в свое отражение. Чаще других это делает, конечно, Колесов.
Интересны и другие режиссерские находки. Например, когда важно сосредоточить внимание зрителей на том, что происходит в душе главного героя, его собеседники превращаются в тени за сценой. Андрей Краснов начинает играть спектакль спиной к зрительному залу, но уже после первой значимой сцены разворачивается к публике.
Главное, что борьба, происходящая в душе главного героя, понятна и знакома каждому зрителю. Где-то здесь кроется секрет непроходящей любви театра к произведениям Александра Вампилова – он современен всегда. Ведь вопросы совести невозможно оставить за бортом эпохи, как бы благоразумно это ни было.