Мы продолжаем рассказывать на страницах «Свечи» о ветеранах АЭХК, внесших весомый вклад в развитие атомной энергетики Сибири. Героиней нашей очередной публикации стала Ольга Гизатулина, более известная в Ангарске и за его пределами благодаря своему поэтическому творчеству. Как говорится, талантливый человек талантлив во всём. Ольга Александровна отработала на АЭХК 30 лет – с 1979 года по 2009 год, ей присвоены почетные звания «Заслуженный работник Ангарского электролизного химического комбината», «Ветеран труда». Ольга Гизатулина бережно хранит все свои грамоты и награды, в числе которых знак отличия в труде «Ветеран атомной энергетики и промышленности». Сегодня мы попросили её рассказать о себе и поделиться воспоминаниями о работе на АЭХК.
– Ольга Александровна, мы знаем, что вы не сибирячка. Как оказались в Ангарске, что предшествовало этому?
– Да, Сибирь стала моей второй родиной. А родилась я 31 августа 1951 года в селе Терпенье Мелитопольского района Запорожской области. Училась в Днепрорудненской средней школе. В 1970 году окончила Днепропетровский техникум автоматики и телемеханики по специальности «Электронные вычислительные машины, приборы и устройства». По направлению поехала работать в Казань, в научно-исследовательский институт по внедрению вычислительной техники в народное хозяйство – ГНИПИ-ВТ. Отработала там три года, как песню спела! Институт был технически продвинутый – там стояли две новейшие вычислительные машины – АСВТ-М2000, выпущенные в городе Северодонецке, и белорусский «Минск-32». Коллектив НИИ был молодой, интересный, грамотный – сплошь выпускники московских инженерно-технических вузов и университетов страны. Для работников НИИ был выстроен дом, и нам с подругой – молодым специалистам – выделили для проживания однокомнатную квартиру с новой мебелью. Не условия, а сказка! В Казани я, Оля Платонова, познакомилась со студентом авиационного института, за которого впоследствии вышла замуж. Вот так я и стала Гизатулиной. Когда муж окончил институт, его призвали в армию, в Житомирскую область. Естественно, я уехала с ним. После службы встал вопрос: где и как строить дальнейшую жизнь? У супруга в Ангарске жил родной дядя, который работал на АЭХК в химическом цехе: он с семьей занимал трехкомнатную квартиру, у них имелись гараж, машина. Зарплату на комбинате платили приличную. Если выражаться современным языком, это было суперкруто!
– Вас привлекли условия в молодом городе и вы отправились сюда на пмж?
– А почему бы нет? Мы выбрали Ангарск, которому было всего 25 лет: молодой, сибирский, перспективный! Муж сразу же устроился работать на АЭХК в отдел главного прибориста инженером, а я – в ИВЦ производственного объединения «Ангарскнефтеоргсинтез». Уже через год Ангарский электролизный химический комбинат выделил нам квартиру в 210 квартале, и с этого момента мы окончательно закрепились в Сибири.
– Почему вы сменили место работы?
– Во-первых, было сложно ездить через весь город на работу, на дорогу уходило очень много времени. Во-вторых, у нефтехимиков тогда стояли старые ламповые вычислительные машины «Урал-11» и «Урал-12» – сейчас такую технику даже представить сложно! Я изначально пыталась устроиться работать по специальности на Ангарский электролизный химический комбинат, чувствовала, что там будет интересно. В итоге такая возможность представилась, и я была счастлива!
– Ольга Александровна, вспомните: какое впечатление произвел на вас АЭХК?
– Предприятие атомной промышленности активно развивалось. На АЭХК, а более конкретно – на химическом заводе (АСУТП-Химия), создавалась лаборатория автоматизированных систем управления технологическими процессами. При этом сбор, обработку и контроль информации химзавода и управление работой вертикальных реакторов предполагалось осуществлять с помощью новой техники – системой малых ЭВМ. Эта техника была мне хорошо знакома, ее производили на заводе в Северодонецке. Радости не было предела, когда меня сразу же взяли на работу в экспериментальную группу на АЭХК!
– Получается, вы с коллегами были «пионерами», развивали новое производственное подразделение. Сложно было?
– Нам, первым работникам группы, выделили полуподвальное помещение на химзаводе, в здании 305, где раньше располагалась прачечная. Экспериментальная группа была немногочисленной, люди разные, но все такие энтузиасты! Руководил нашей группой Владимир Абрамов. Именно на его плечи легла очень сложная основная работа по пуску первой очереди АСУТП-Химия. Владимир Александрович работал много и плодотворно. Умный, грамотный, немногословный, последовательный, тактичный, душевный человек, он был отличным
семьянином. Пожалуй, в жизни каждого человека есть люди, о которых помнишь всю жизнь. Вот таким человеком для меня был Владимир Александрович. Его не стало недавно, и для меня, как и для многих других, это невосполнимая потеря… Вообще мне несказанно повезло с коллективом на АЭХК. Егор Николаевич Абрамович – трудяга и технарь от Бога. Простой, открытый, с великолепным чувством юмора. С ним легко было общаться, он притягивал к себе людей. Валерий Серафимович Будяк – большой интеллектуал, думающий, интересный и очень сдержанный. Андрей Юрьевич Губов – знающий дело, активный, трудолюбивый. Позже его пригласили работать в Иркутскую администрацию. Александр Анатольевич Филимонов был одним из молодых специалистов. Он выпускник школы №10 г. Ангарска, инженерное образование получил в одном из престижных вузов Москвы. Александр Анатольевич большой умница – постоянно фонтанировал разными идеями, предлагал новое в работе. Был очень аккуратен и требователен к себе, и если уж брался за дело, то всегда добивался идеального результата. Юрий Фёдорович Копаница помимо фундаментальных технических знаний обладал великолепными организаторскими способностями и был отличным хозяйственником. Именно его стараниями в кратчайшие сроки было отремонтировано помещение в химическом цехе №1 для установки и наладки вычислительной техники. А какой лифт соорудили по его чертежам для транспортировки и поднятия нашего оборудования на высоту! Это настоящее чудо техники!
– Ольга Александровна, любое новое дело всегда требует совершенствования. Как ваша группа справлялась с ответственной работой?
– Техника на предприятии использовалась сложная, объемная. Устройств много, и надо было назубок знать принцип их действия, уметь быстро находить неисправности и устранять их. Нас всех по очереди отправляли повышать квалификацию. Командировки длились от месяца до трех. Что касается работы нашей группы, то мне было очень комфортно трудиться с людьми, объединенными общим делом. При этом каждый человек отвечал конкретно за свой участок. Все обладали хорошим чувством юмора и частенько разыгрывали друг друга, это помогало справляться с трудностями, без которых не обходится ни одно производство. Мы и вне работы старались быть единым коллективом, находили время для совместных поездок на отдых, посещения культурно-массовых мероприятий.
– Наверное, со временем экспериментальная группа стала отдельным подразделением предприятия?
– После того как мы все прошли обучение, на АЭХК пришла новая техника. Получив оборудование, мы переехали из подвала на химзавод, на самый верх. Внизу, под нами, были только электролизеры, газгольдеры и вертикальные реакторы. Всё это мы должны были подключить к машине и затем управлять процессом получения и обогащения урана. Очень интересный процесс! Постепенно экспериментальная группа стала лабораторией, где трудилось уже более двух десятков человек. Сформировалось три группы: группа программистов-разработчиков, группа по ремонту и обслуживанию техники и наша группа эксплуатации. Так стартовал новый рабочий этап, где всё было отлажено четко, основательно, а наш труд был значимым и очень ответственным. Однако история социализма уже отсчитывала свои завершающие часы…
– Как вы пережили период развала СССР?
– Наступили непростые годы перестройки. В 90-е многим было нелегко, почти везде задерживали зарплату, а заработанные рубли через пару дней превращались в копейки. Многие начали искать места с более высокой оплатой труда, но я не уволилась, потому что верила, что всё будет хорошо. И правда, жизнь постепенно налаживалась. Наш электролизный химический комбинат пережил перестроечное лихолетье, выстоял и продолжил уверенно работать!
– Вы проработали на АЭХК три десятилетия. С каким чувством уходили?
– Отработав последний день на АЭХК, я вышла за проходную, дождалась, когда уедут все автобусы с рабочими, повернулась лицом к комбинату, поклонилась ему и, словно живого человека, поблагодарила… Как вы думаете, за что? Прежде всего за интересных, умных и душевных людей с величайшим багажом знаний, которых я встретила именно здесь, на родном предприятии. За работу, которую очень любила. Я точно знаю, что это было мое! За достойную зарплату, которая позволяла нам с дочкой каждый год летать отдыхать на юг. За учебу дочери Лидии в Ангарском государственном техническом институте по направлению от АЭХК, кстати, сейчас она работает ведущим инженером по качеству в техническом отделе комбинатоуправления. Я благодарна АЭХК за стабильность и социальную защищенность. За прекрасные встречи с интересными людьми и концерты во Дворце культуры «Современник». А еще за то, что у меня была возможность творить и учиться, плодотворно работать на благо любимого города и области.
– Как же вам удавалось совмещать основную работу с творчеством и общественными делами?
– Я ведь трудилась посменно, и у меня был удобный шестичасовой рабочий день. Работая на комбинате, я научилась правильно организовывать личное время. Первым делом окончила курсы экскурсоводов, узнав таким образом историю Сибири, Иркутска. Водила экскурсии, объездила все Приангарье. Затем меня пригласили в Юго-Западный исполком работать по совместительству ответственным секретарем Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Мне всегда нравилось учиться, постигать новое. Я окончила факультет журналистики университета марксизма-ленинизма, пять лет руководила Ангарским литературным объединением
и к 40-летию города смогла выпустить первый коллективный сборник писателей и поэтов г. Ангарска «Подсказала строку Ангара». Я написала массу стихов и песен, а в строках «Уезжать из города Ангарска – всё равно что покидать страну», ставших крылатыми, мне удалось выразить эмоции нашего поколения. Всех тех, кто жил в этом городе и прикипел к нему, тех, кому стали дороги его люди и предприятия, потому что они их строили и запускали. После ухода с АЭХК я перешла работать в гимназию №1 педагогом дополнительного образования и уже более десяти лет веду факультатив «Поэтика». Три года назад аттестовалась на высшую квалификационную категорию. Эту работу ценю, так же как и работу на комбинате. Люблю талантливых учеников и ставший для меня дорогим учительский коллектив. Но это уже другая история…