Парадное крыльцо Дворца культуры «Нефтехимик». На одной из афиш у колоннады – огромное число «25». В ближайшую субботу, 29 октября, здесь состоится юбилейный концерт вокальной студии «Ретро». Называется он «Старая танцплощадка» и посвящен 25-летию коллектива.
На протяжении многих лет этого короткого слова – «Ретро» – для ангарской публики достаточно, чтобы собрать полный зал. Послушать солистов студии любители хорошей музыки едут из соседнего Иркутска. О секретах мастерства «ретровцев» и об изюминках грядущего торжества мы поговорили с руководителем коллектива – Еленой Лелюк.
– Елена Петровна, напомните, как всё начиналось.
– Студия родилась в 1997 году в ДК «Энергетик», где я работала тогда художественным руководителем. Во дворец пришли люди, которые хотели петь. Мне, за плечами которой была музыкальная школа и училище искусств, предложили с ними заниматься. Среди них были будущие солисты Александр Малахов, Дмитрий Лелюк, Елена Шевченко, Анастасия Кириллова (теперь Аксёнова). Тогда же появилась обладательница великолепного голоса Галина Белозерцева. Она приходила на репетиции с собакой-поводырем: постепенно слепла. И удивительно – чем сильнее прогрессировала болезнь, тем проникновеннее было ее исполнение! В «Энергетике» у нас сложился мужской квартет. В 2000 году мы перебрались в «Нефтехимик», через пару лет получили звание народного коллектива. Были гастрольные поездки в Китай, Южную Корею, Монголию, многочисленные вокальные конкурсы, в том числе международные.
– А почему вы выбрали ретро-направление?
– Ретро – это песни, которые были популярны лет тридцать назад, они выгодно отличаются от современной популярной музыки – душевностью, искренностью, сердечностью. Название студии дал ангарский музыкант, бард Василий Поплавский. Он подметил, что в городе много эстрады, а ниша ретро-музыки не занята, и посоветовал придерживаться этого стиля. Мы очень скоро убедились, что Вася был прав: уже в «Энергетике» собирали полные залы. Одна из первых программ так и называлась: «Ах, это ретро!» – и была посвящена песням из репертуаров Леонида Утёсова и Клавдии Шульженко.
– Отсюда пошли ваши «тематические странички» о мэтрах советской эстрады?
– Да, мы неоднократно проводили концерты, посвященные творчеству Шульженко, Утесова, Вертинского, Высоцкого. С удовольствием пели песни Эдуарда Хиля, Валерия Ободзинского. А сколько прошло «магомаевских» концертов, я даже не скажу – сбилась со счета. Кстати, 19 ноября состоится очередной концерт, посвященный творчеству великого Муслима Магометовича. В этом году исполнилось 80 лет со дня его рождения – мы не могли пройти мимо такого события. В «Энергетике» также была заложена традиция проводить вечера русского романса. А в «Нефтехимике» каждое 7 января мы ждем своих зрителей на традиционное «Рождественское ревю».
– А как получилось, что вы занялись постановкой музыкальных спектаклей? До сих пор помню, как во втором отделении концерта к 15-летию студии «Ретро» показали часть рок-оперы «Иисус Христос – суперзвезда», – это было настоящее потрясение!
– Культовая рок-опера Эндрю Ллойда Уэббера стала нашей первой постановкой. Всё началось с просьбы пришедшего в 2010 году в студию
Сергея Игумнова выучить для конкурса арию Иуды «Небом головы полны». Оказалось, что он, как и я, со школы интересовался этим произведением. Уверенность, что я буду иметь к «Христу» плотное отношение, закрепилась с десятого класса, когда эта музыка была под запретом – и ее, тем не менее, все слушали. Когда Сережа работал над арией, идея «А давайте поставим рок-оперу полностью!» была произнесена вслух. У нас не хватало солистов, вокалистов на роли апостолов, не было костюмов, артистов массовки. Но, словно в ответ на горячее желание исполнителей, всё стало подтягиваться. Пришел в студию и спел партию Пилата Артем Бочкарёв, потом он исполнял роль Христа. Появились Сергей Борненко, Сергей Шушарин. Костюмы мы всем коллективом шили и красили до ночи. Подключились к работе участницы вокального ансамбля «Элегия», другие коллективы дворца... С тех пор Сергей в ответ на мои новые идеи повторяет: «Очередной проект из серии «Построим ракету и полетим на Марс»!» Но так были поставлены «Ради любви» по роману «Парфюмер» Патрика Зюскинда, «Было или не было…» по мотивам булгаковского «Мастера и Маргариты», «История одной любви» по роману Виктора Гюго «Человек, который смеется» и «Ради державы» – спектакль, основанный на реальных событиях русской истории времен Екатерины II. У нас был опыт постановки детской музыкальной сказки – «Новые приключения Дюймовочки», а весной 2022 года состоялась премьера музыкального спектакля «Я родом не из детства – из войны» по стихам Юлии Друниной.
– Какая из этих постановок самая любимая? И какую из них вы бы хотели повторить?
– Любимые все – каждая по-своему, как дети. Наш премьерный военный спектакль будет показан в конце ноября, 27-го. А повторить... Во время юбилейного концерта 29 октября мы устроим зрительское голосование и попробуем восстановить выбранную ангарчанами рок-оперу или мюзикл. Приходите и голосуйте за любимую постановку!
– Какие еще сюрпризы ждут зрителей, которые придут на концерт 29 октября?
– «Старая танцплощадка» – это концерт-подарок. Он не предполагает серьезных размышлений и философских вопросов, разве что немного ностальгии. В нем примут участие все возрастные группы студии «Ретро»: от «Зеленого горошка» до мужского ансамбля. Ради юбилея соберется ансамбль «Летающие дети», которые уже выросли, учатся, работают, живут в других городах. Центральный блок «Старой танцплощадки» будет посвящен нашим солистам, их участию в международных вокальных конкурсах. Ребята исполнят те песни, которым рукоплескали слушатели в Санкт-Петербурге и Москве.
– Елена Петровна, а было за эти четверть века что-нибудь, что вы хотели бы изменить?
– Нет, ничего бы не хотела поменять. Я счастливый человек: занимаюсь любимым делом с единомышленниками, которые, не будучи профессионалами, относятся к музыкальному творчеству с фанатизмом, чем очень вдохновляют. По моему глубокому убеждению, хороший вокалист – это хороший интеллект, безупречный музыкальный вкус и крепкая школа. В нашу студию приходят петь разные люди, но остаются в ней только те, кто становится хорошим вокалистом. Это люди с богатым внутренним миром, с ними интересно говорить, приятно общаться. Некоторые из них выросли на моих глазах не только вокально, но и физически. Солисты приводят заниматься своих детей. Совместное творчество поднимает общение на высокий уровень – это привлекает и сплачивает. Я горжусь своими воспитанниками.