Ребенок пошел в школу, и у родителей прибавилось хлопот. «Не могу справиться со своим Максимкой! В школе на него жалуются: с одноклассниками постоянно конфликтует, учителя не слушает. И домашние уроки с ним делать – настоящая каторга!» – жалуется подруге мама второклассника.
С каждым новым учебным годом воспитатели детских садов, учителя ангарских школ всё чаще бьют тревогу по поводу увеличения количества детей с низкой произвольностью (умением подчинять себя общим требованиям) и отсутствием мотива к школьным достижениям.
Сегодня мы поговорим о возможных причинах происходящего.
Действенное мышление
В 2-3 года у ребенка наглядно проявляется действенное мышление. Для его развития дети должны под руководством взрослых осваивать предметную деятельность. А это манипуляции с игрушками, предметами обихода и так далее. В процессе взаимодействия развивать простые сюжеты, в рамках возрастных возможностей стремиться к их логическому завершению.
Почему под руководством взрослых? Потому что самостоятельно они этого делать пока не умеют. Если детская деятельность не направляется, то она становится хаотичной и непоследовательной. Это одна из причин будущих проблем с учебой, так как изначально не сформирован навык организованной деятельности.
Клиповое мышление
У современных детей уже с двух с половиной (когда дали в руки телефон) наряду с наглядно-действенным формируется так называемое клиповое мышление. Маленький ребенок живет эмоциями (непосредственная реакция психики), это его характеристика и потребность, а в телефоне с его быстро сменяющимися картинками эта потребность как раз и удовлетворяется.
Вырабатывается рефлекс на восприятие информации фрагментами, короткими кусками и яркими образами. Многое из того, что требует более продолжительного внимания и сосредоточенности, становится скучным.
Затем и в любой другой деятельности дети точно так же будут затрудняться сосредоточиться, постоянно перескакивая с одного на другое. В дальнейшем это распространится и на учебу.
Пример родителей
Сами взрослые зачастую каждую свободную минуту берутся за телефон. Элементы клипового мышления присущи и им, но, в отличие от детей, большинство родителей в своем детстве успело поиграть, послушать сказки, посмотреть хорошие фильмы, благодаря чему клиповое мышление является лишь надстройкой над приобретенными в детстве навыками.
Однако, видя взрослых за телефонами, дети воспринимают это провождение времени как норму: «Почему маме с папой можно, а мне нельзя?»
Причинами слабо развитой самостоятельности детей является и то, что многие взрослые в силу быстрого ритма современной жизни многое делают за ребенка: наводят порядок в его комнате, складывают вещи, убирают игрушки и так далее. Так быстрее и удобнее, чем тратить время на объяснения и уговоры.
У детей вырабатывается уверенность, что всё за них рано или поздно будет выполнено: «Мама поворчит и всё сама сделает». Воспитательные моменты воспринимаются как фон, а не как руководство к действию.
Играет роль и поток с экранов телевизоров и тех же телефонов далеко не всегда фильтруемой для ребенка информации самого широкого, в том числе и не настраивающего на правильное поведение, содержания.
Общие рекомендации
Для исправления негативной ситуации проводите вместе с ребенком больше времени: играйте в сюжетно-ролевые игры: в дом, магазин, больницу. Распределяйте роли между собой, доводите сюжет игры до завершения. Игра формирует умение организовывать свою деятельность, что после пригодится и в учебе.
Ограничивайте общение ребенка с телефоном, не просто запрещая, а заменяя его интересным времяпрепровождением.
Устраивайте семейные телефонные каникулы, во время которых все члены семьи отвечают только на срочные телефонные звонки. При этом взрослые и эти разговоры сводят до минимума, только по делу.
Родители не должны за ребенка делать то, что он может сделать сам: наводить порядок в его комнате, помогать в уборке квартиры и по хозяйству, совершать гигиенические процедуры и действия по самообслуживанию, доступные детям его возраста. На всё это взрослым придется потратить усилия, но результат этих усилий со временем обязательно положительно скажется на ребенке в целом и, в частности, на его учебе.
Если не получается решить проблемы самостоятельно, обращайтесь к психологам. Они помогут изменить ситуацию к лучшему.
Татьяна Бичевина,
медицинский психолог Ангарского филиала Иркутского психоневрологического диспансера