Давно, с весны нынешнего года, не приезжали в наш город музыканты Губернаторского симфонического оркестра Иркутской областной филармонии. Ангарчане успели соскучиться по классической музыке.
Может быть, поэтому 21 октября зал Дворца культуры «Нефтехимик», где иркутяне представили публике свою новую программу, был полон. Вызвало интерес и заявленное произведение – оратория «Страсти по Матфею» нашего современника митрополита Илариона (Алфеева).
Возможно, кто-то пришел в этот зал, чтобы услышать одноименное произведение Иоганна Себастьяна Баха. И он, несомненно, уловил в этой музыке, написанной одним из самых известных на сегодняшний день иерархов Русской православной церкви, барочные мотивы. Потому что Иларион опирался на произведение Баха, но при этом, как он сам говорит, «наполнил старую форму страстей новым содержанием».
Автор, носивший в миру имя Григорий Алфеев, с трех лет играл на фортепиано, с шести – на скрипке, окончил музыкальную школу имени Гнесиных. Должен был стать музыкантом, но, будучи студентом композиторского факультета Московской государственной консерватории, выбрал служение Богу. И вернулся к музыке только через двадцать лет.
«Страсти по Матфею» не единственный плод его композиторского таланта. Оратория написана для хора, четырех солистов и струнного оркестра. Особенностью является партия чтеца, который распевно зачитывает строки из Евангелия от Матфея. И, видимо, это усиление смысла – на уровне музыки и на уровне текста – способствует сильнейшему впечатлению, которое производят «Страсти» митрополита Илариона.
В этот вечер в театральном зале «Нефтехимика» и атмосфера была особая. Нежная и печальная музыка звучала на фоне белоснежных сценических одежд, свет в зале не выключали. Да и для исполнителей это было явно не «проходное» произведение. Создавалось ощущение дикой несправедливости и одновременно неотвратимости происходившего в последние дни земной жизни Иисуса Христа.
«Страсти по Матфею» ангарской публике представили музыканты Губернаторского симфонического оркестра Иркутской филармонии, художественный руководитель и главный дирижер – заслуженный деятель искусств России Илмар Лапиньш. Вокальные партии исполнили камерный хор филармонии (руководитель Елена Бояркина) и хор Свято-Троицкого кафедрального собора Ангарска, регент – Галия Конева. В качестве солистов выступили Дарья Бабичева, Екатерина Переверзева и Арсений Токарев. Партию чтеца исполнял солист Иркутского музыкального театра имени Николая Загурского Андрей Данилов-старший. Дирижировал Максим Качалов.