Статья 12 Конституции РФ гласит: «В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти».
Основные контуры местного самоуправления (МСУ) как политического института сформировались в его нынешнем виде после того, как в сентябре 1995 года вступил в силу закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». С тех пор периодически возникают споры как о целесообразности этого института, так и о правильности самого пути, по которому пошло его построение в России.
Местное самоуправление – не суверенная власть, оно не может выходить за пределы своих полномочий и обречено быть зависимой от региональных институтов власти. В системе государственной власти МСУ является не структурным звеном, а лишь инструментом, благодаря которому жители получают возможность сами решать, какие меры для улучшения жизни в данный момент являются наиболее актуальными. Свое право на участие в управлении муниципальным образованием (МО) они реализуют через избранных ими депутатов.
Соответственно, депутат Думы Ангарского городского округа (АГО) – это народный избранник, которому доверено представлять интересы жителей г. Ангарска. Несмотря на то что полномочия муниципальных депутатов значительно уступают тем, которыми наделены народные избранники, заседающие в Госдуме или в региональном парламенте, они тоже имеют возможность решать весьма важные вопросы. Например, в их ведении находится все, что связано с имуществом и бюджетом МО. Еще одной важной обязанностью, возложенной на городского депутата, является его участие в составлении, утверждении и доработке местного Устава, являющегося базовым документом, на основании которого строится вся внутренняя жизнь муниципалитета.
Важной проблемой является обеспечение взаимодействия муниципальных депутатов с представителями государственной власти (законодательной и исполнительной), дающего возможность согласовывать на региональном уровне решение местных вопросов. Депутат Думы АГО вправе обратиться с депутатским запросом в любую региональную инстанцию. Кроме того, депутаты наделены полномочиями инициировать проверку работы главы местной администрации.
Это в идеале. А что происходит на практике? Налажена ли интерактивная связь местных депутатов с населением, имеются ли прочные и плодотворные взаимоотношения с областным парламентом? Выйти на городских депутатов мне не удалось, поэтому я решил обратиться за консультациями к депутату Законодательного собрания Иркутской области Евгению Сарсенбаеву.
– Евгений Сейтович, согласно Уставу Ангарского городского округа и Регламенту работы Думы АГО муниципальные депутаты наделены значительными полномочиями, чтобы полнокровно осуществлять свою депутатскую деятельность на благо ваших избирателей, на благо ангарчан. Это действительно так?
– Это было бы так, если бы и депутатский корпус, и городская администрация неукоснительно следовали букве закона. В данном случае – упомянутым вами Уставу и Регламенту. Полностью использовали бы свои права и добросовестно исполняли бы свои обязанности.
Но беда в том, что еще на этапе выборов мэра и депутатов Думы АГО отдельные кандидаты ставят перед собой задачи, фактически не имеющие ничего общего с интересами простых ангарчан. И в случае удачного для них исхода предвыборной кампании мы, жители Ангарска, получаем совершенно не то, за что голосовали.
В данном случае я говорю не как депутат, а как избиратель, как ангарчанин…
– И всё же как у вас происходит взаимодействие с местными депутатами Ангарского городского округа?
– Я бы сказал, что мы не используем все возможности потенциала, которым обладают областные депутаты, и наоборот.
Перед Иркутской областью сейчас стоят перспективные, многоплановые задачи, поставленные губернатором Игорем Кобзевым в части обеспечения принципиально нового уровня жизни населения. Для достижения поставленной цели хотелось бы дополнительного внимания со стороны законодательной власти в решении вопросов АГО. Я предлагал через обращение к председателю Думы АГО Александру Городскому выработать созидательный формат взаимодействия Думы АГО и депутатов Заксобрания Иркутской области, но не был услышан.
– Но ведь вы входите в депутатские группы «Ангарск» и «Развитие региона», являетесь членом комиссии по контрольной деятельности Заксобрания и комитета по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству Заксобрания. Неужели Дума не воспользовалась такими возможностями?
– Я тоже полагал, что реализация имеющегося у меня потенциала будет содействовать решению поставленных губернатором задач по приоритетам развития региона – благополучие жителей, наведение порядка, эффективная экономика, комфортный регион – на территории АГО.
Совместно с депутатами Думы АГО мы могли бы привлечь дополнительные финансовые средства на развитие инфраструктуры и социальной сферы округа, принять совместные решения вопросов о перераспределении доходов в большей степени в пользу бюджета АГО, оказать помощь в инвестиционном экономическом развитии МО, а также реализации наказов, данных депутатам избирателями нашего округа.
– Если взять в качестве примера печатные издания с самым массовыми тиражами в городе, то я не припомню, чтобы на их страницах описывалась или упоминалась ваша совместная работа с депутатами АГО. У вас действительно отсутствует связь с избранниками АГО?
– При старом созыве представительного органа МО мне отказывали даже в присутствии на заседаниях комиссий Думы АГО моих помощников. Довод председателя Думы АГО о том, что помощники депутата Заксобрания Иркутской области вправе присутствовать только на заседаниях Думы АГО, поскольку органом местного самоуправления является Дума АГО, а не ее комиссии, противоречил не только федеральному законодательству, но и нормативным правовым актам органов местного самоуправления. Пришлось обращаться в прокуратуру. Однако доступ на заседания комиссий был по времени недолгим – пришел ковид, и депутаты перешли на работу в режиме онлайн.
С новым созывом депутатов (то есть с 2020 года) ситуация в сотрудничестве изменилась. Появились люди, которые увидели, что принести значительно больше пользы Ангарску и ангарчанам они смогут, привлекая региональных депутатов.
– Но хоть с кем-то из депутатов Думы АГО удалось наладить тесные взаимоотношения? И на чем сконцентрирована ваша совместная деятельность, каково основное направление?
– С Натальей Ивановой, городской избирательный округ которой входит в мой избирательный округ депутата Законодательного собрания. У нас с Натальей Павловной как-то сразу наладился контакт и взаимопонимание. А нацелена наша совместная работа на конкретную помощь конкретным людям. И уже есть результаты.
– Можете привести примеры?
– Сразу на ум приходит ежегодное празднование Дня защиты детей на спортплощадке 29 микрорайона. Это замечательное мероприятие давно стало доброй традицией Компании «Сарсенбаев». Хотя я являюсь спонсором и организатором этого праздника для детей и взрослых, каждый раз, приходя на спортивную площадку 29 микрорайона, буквально растворяюсь в этом море широко открытых детских глаз и их неутомимого гомона… Аниматоры-затейники, веселые соревнования, игры, призы, подарки. И мороженое, много мороженого… На протяжение всего праздничного мероприятия звучит задорная музыка. То тут, то там – танцующие детишки – это умиляет… Ребятня и взрослые 29 микрорайона с нетерпением ждут 1 июня каждый год.
В этом году особое внимание обратил на себя коллектив ребят с особенностями здоровья (семейный центр развития «Притяжение»), который выдал на африканских барабанах зажигательные музыкальные композиции.
Независимо от погоды этот день всегда наполнен ярким светом, вызванным широкими детскими улыбками. Подобные мероприятия дарят ребятам хорошее настроение, дают возможность пообщаться со сверстниками, найти новых друзей.
– А что-то из будничных дел?
– Избиратели Натальи Павловны не раз обращались к ней c вопросом насчет установления детских деревянных горок. При моем содействии их установили. В 2020 году прошла акция «Зимние горки для маленьких ангарчан», победил двор домов №3 и №4 в 7 микрорайоне. В 2021 мы установили горки по заявкам жителей дома №1 в 7 микрорайоне и дома №3 в 96 квартале.
В октябре 2021 года жительница 7а микрорайона Е. Шишлянникова тоже обратилась к Наталье Ивановой с просьбой помочь установить детскую горку на территории группы д/с №54, куда ходит ее ребенок. На обращение родителей в детсад был получен ответ, что учреждение не имеет средств на приобретение такого рода сооружения. В муниципалитет обращаться смысла не было. Тогда Иванова предложила Е. Шишлянниковой обратиться ко мне. Горку установили в декабре.
– Кстати, Евгений Сейтович, устанавливая горки, вы не ограничивались своим избирательным округом. Так, в 2020 году в Ангарске установили 20 горок, в Усолье-Сибирском – 5 горок, в Иркутске – 5 горок. Вашу социальную активность в соцсетях отмечают далеко не одни ангарчане. Вот один из характерных комментов:
Народные новости Братск
1 июня, в 4:55
Культурный шок. Депутат установил сразу 10 детских площадок в Ангарске ко Дню защиты детей. Да, Евгений Сарсенбаев – предприниматель, впрочем, не самый богатый, да к тому же его магазинчики постоянно поджигают. Но человек не сдаётся и не черствеет.
Достойный пример всем братским бизнесменам!
Нам бы такого человека в Братск...
Маргарита Макарова
– В Братске достаточно своих замечательных областных депутатов, я их хорошо знаю. Нужно только, не стесняясь, обращаться к ним…
– Давайте вернемся к вашему взаимодействию с городским депутатом Натальей Ивановой. Что-то еще можете добавить?
– Конечно. В августе этого года к ней обратилась жительница 29 микрорайона. Женщина рассказала, что возле детской площадки за многоквартирными домами 11, 16, 17, 20 и вдоль Ангарского проспекта уже второй год не скашивают траву. Растительность поднялась выше человеческого роста. Наталья Павловна начала разбираться. Ни управляющая компания, ни городская администрация заниматься этой проблемой не собирались – мол, территория бесхозная, так как межевание проведено не было.
Иванова посоветовала женщине обратиться через соцсети ко мне.
Мне почему-то сразу вспомнился эпизод с полуразрушенным мостом из кинофильма «Королева бензоколонки»:
«Вот граница моего района. Левый берег реки Вертопрашки. Мост обязан ремонтировать мой сосед, товарищ Лопата.
Вот граница моего района. Правый берег реки Вертопрашки. Мост обязан ремонтировать мой сосед, товарищ Борщ».
Лопата. Борщ. Администрация. Управляющая компания. Годы идут – ничто не меняется…
Съездил на место, оценил обстановку и незамедлительно направил обращение в адрес администрации АГО. Не прошло и дня, как траву скосили. Жители двора остались довольны. Но что мешало сделать это раньше?
– Я знаю, что вы вместе с Натальей Ивановой были активным участником событий 2018-2022 гг. вокруг рощи в так называемом ЖК «Молодежный». Многие ангарчане помнят, как в июле 2018 года жители 29 микрорайона в буквальном смысле взбунтовались против строительства ЗАО «Стройкомплекс» двух девятиэтажных блок-секций на залесенном участке на углу Ангарского и Ленинградского проспектов. И знают, что эта драма имеет продолжение. Расскажите об этих событиях подробнее.
– История эта началась в 2005 году, когда Сергей Петров еще не был не только мэром АГО, но даже и городским депутатом. Но именно тогда его компания «Стройкомплекс» начала строительство блок-секций жилого дома №20 в 29 микрорайоне. В период с 2006 по 2011 год они стали поочередно вводиться в эксплуатацию, а к продаже дом №20 уже обзавелся брендом «ЖК «Молодежный». После ввода в эксплуатацию единый многосекционный, блокированный 5-10-этажный жилой дом №20 был расчленен на пять самостоятельных домов с отдельными номерами: 20, 25, 26, 27, 28. Красочные рекламные буклеты ООО «РК «Простор» обещали комфорт и экологичность, виды зеленого сквера. На самом деле на месте предназначенной к вырубке рощи были запроектированы теннисные корты.
Естественно, ни теннисных кортов, ни скверов с лавочками новоселы не увидели, а увидели вырубки. Потому что застройщик возжелал пристроить к ЖК «Молодежный» 12-этажное офисное здание, которое ангарчане прозвали «Франкенштейном» (здание закрыло бы солнце нескольким этажам домов №26 и №28).
Волна возмущения и акции протеста начались тогда, когда рабочие спилили 10 деревьев и начали возводить бетонный строительный забор. Инициативная группа из местных жителей обратилась в суд, на участок наложили обременение, начались судебные тяжбы, стройку заморозили. На месте сваленных деревьев жители дома №26 посадили 12 сосновых саженцев, закупленных в питомнике. А проект застройщик изменил – вместо 12-этажки решили уплотнить ЖК «Молодежный» еще парой девятиэтажных блок-секций.
Может быть, поэтому 4 июня 2019 года Ангарский городской суд вынес вердикт — стройке быть (9 этажей, а не 12). А Мария Штельман, начальник отдела маркетинга ЗАО «Стройкомплекс», пригрозила обратиться в суд с иском о возмещении издержек за счет жителей 29 микрорайона – инициаторов судебного разбирательства.
Но потенциальные ответчики не испугались и успокаиваться не собирались, тем более что я подключил к инициативной группе толкового юриста. Они обращались и в прокуратуру г. Ангарска, и в Думу АГО, и в гораздо более высокие инстанции – к губернатору Иркутской области, в Генеральную Прокуратуру РФ, в Генеральный Совет партии «Единая Россия». И, конечно же, в суды разных инстанций.
В мае 2020 года восьмой кассационный суд в Кемерове оставил без удовлетворения иск-жалобу ЗАО «Стройкомплекс» и администрации АГО на жителей 29 микрорайона. За пять лет в борьбе за сосны под своими окнами ангарчане выигрывали иски в разных судах четыре раза. Но борьба эта, похоже, еще не закончена…
– А что, на ваш взгляд, нужно предпринимать для повышения эффективности Думы АГО и депутатского корпуса?
– Полагаю, неплохо бы наладить системное и регулярное взаимодействие с Законодательным собранием, с его профильными комитетами и комиссиями.
Для повышения эффективности депутатской деятельности целесообразно проведение учебы муниципальных депутатов на базе ЗС. Возможно проведение совместных заседаний наших комитетов.
Я вижу, как въедливо и профессионально работает над областным бюджетом наш профильный комитет под руководством Натальи Дикусаровой, членом которого я являюсь. Бюджетная же комиссия Ангарской городской Думы, на мой взгляд, работает достаточно вяло, отдав приоритет в этом деле городскому комитету по экономике и финансам. Было бы разумно провести совместное целевое заседание бюджетного комитета Заксобрания и бюджетной комиссии Думы АГО
Тесное взаимодействие позволит эффективно продвигать на законодательном уровне инициативы, необходимые Иркутской области и Ангарскому округу, и добиваться их принятия. Тем более что имеется в наличии действующий Совет Заксобрания по взаимодействию с представительными органами МО. Его деятельность направлена на развитие МСУ в Иркутской области, обеспечение устойчивого социально-экономического развития МО и содействие законотворческой деятельности ЗС по вопросам МСУ. Также Дума АГО представлена в Ассоциации МО. Эти структуры городской Думе следует использовать полнее. Однако для этого необходима инициатива снизу, она должна исходить от муниципальных представительных органов как от заинтересованных лиц.
И совершенно не используется потенциал взаимодействия Ангарской городской Думы и областной депутатской группы «Ангарск». Из-за нежелания сотрудничать с областными депутатами от Ангарска АГО в сравнении с другими МО многое теряет. Благодаря активности органов МСУ других муниципалитетов их бюджеты нередко значительно пополняются средствами из региона. Я неоднократно обращался в администрацию округа с советом представить предложения о выделении средств из областного бюджета, но из года в год мэрия АГО не привлекает этот канал помощи от областного депутатского корпуса.
В связи с этим я считаю, что необходимо пересмотреть отношения депутатов и администрации округа и областного депутатского корпуса и перейти к конструктивному сотрудничеству в интересах ангарчан.
Беседовал Александр Пашков