О счастливом человеке говорят: родился в рубашке. О богатом наследнике говорят: родился с серебряной ложкой во рту. О Валерии Дидюле зрители, пришедшие на концерт в ДК «Современник» 26 февраля, могли бы сказать: родился с гитарой в руках.
Передать музыку, которую извлекал из акустической (никакого электричества) гитары Дидюля на бумаге сложно. Практически (да и теоретически) это невозможно. Сказать, что волнующие арабские композиции переплетались с энергичными испанскими ритмами «фламенко», а белорусские национальные мелодии плавно вписывались в страстные латиноамериканские аккорды, значит не сказать ничего. Если добавить сюда музыкальный калейдоскоп, сотканный из различных стилей, ритмов, музыкальных направлений, и умножить все это на мощную энергетику живого звука, то и это не сможет передать все величие музыки Валерия Дидюли.
Возможно, кто-то скажет, что Дидюля не является композитором. То, что он исполняет, не есть авторская музыка маэстро. И все же доминанта в его музыке авторская. Исполнитель – это не то слово, которым можно обозначить творчество гитариста. Он менее всего исполнитель. Он автор, утвердивший свой метод музыкальной обработки. Он творец, созидающий собственное мировоззрение, свою музыкальную философию.
Создавать музыку Дедюле помогали высокопрофессиональные музыканты. Помимо маэстро, в оркестре еще 5 человек. Все они выступали со своими сольными номерами.
До концерта я полагал, что «перкуссия» – это чисто медицинский термин, постукивание пальцами по телу больного с целью выявления заболевания. После концерта уровень моего музыкального образования несколько повысился. Перкуссия – это группа музыкальных инструментов, звук из которых извлекается ударом или встряхиванием. Одним словом, ритмообразующие инструменты. В руках музыкантов из группы Дидюли они звучали под стать симфоническому оркестру. Виртуоз Рустем Бари сотворил на бонго, дойре, тарбуке и глинянном таблаке истинный шедевр, высекая из ударных инструментов мелодичную музыку.
Духовые инструменты на концерте Дидюли представлял Валерий Складанный. Диапазон игры этого музыканта на духовых инструментах простирался от писка берестяной свистульки до сочной музыки саксофона. Умиротворенная восточная баллада сменялась джазовой композицией, славянский духовой фольклор перетекал в задушевную современную музыку.
Сам Дидюля показывал виртуозное владение гитарой. Казалось, от бешеной энергетики что-то вот-вот случится: либо струны начнут плавиться, либо задымится дека, либо не выдержит звуковая аппаратура. Я обратил внимание на кисть руки гитариста. Возникла иллюзия отсутствия костной основы руки. Наверное, это и называют «музыкальными руками».
Когда концерт завершился, зал сидел погруженный в транс. Повисла тишина. Кое-где раздались робкие хлопки. И через какое-то время обрушился гром оваций. Аплодисменты и крики «браво» перешли в бурный восторг. Зал встал и принялся скандировать, как на спортивном мероприятии: «Мо-лод-цы!» Это был фурор! В этот вечер игра музыкантов не оставила равнодушным ни одного зрителя.
Все музыканты в оркестре Дидюли заслуживают самых восторженных отзывов. И все же, не в обиду другим музыкантам будет сказано, когда на сцену выходил Валерий Дидюля, рядом как будто никого больше не оставалось. В своем оркестре он первая скрипка. Он Паганини гитары.
В заключение хочется отметить великолепный звук и цветовые эффекты шоу. Концерт проходил на одном дыхании. Два с лишним часа пролетели как десять минут. В концерте не было заигрывания с публикой, дешевого жеманства, долгих монологов. Были вдохновенный труд артиста и овации зала.