Скульпторы – народ редкий, немногочисленный. Достойный занесения в Красную Книгу, если таковая для людей будет когда-нибудь создана.
Сколько человек занимается письменным творчеством! Пишут стихи, рассказы, романы, пьесы, тексты песен... Донести до читателя свои произведения им довольно просто: напечатал книжку – сто, тысячу, десятки тысяч экземпляров – читайте, кто хочет. Нет возможности издать книжку – можно набрать всё на компьютере, выложить в Интернете, размножить на ксероксе, раздать друзьям, знакомым, незнакомым – читайте! Да просто вслух продекламировать, в конце концов.
Тех, кто занимается живописью и рисованием, меньше, и выйти к своим поклонникам им труднее. Картину не размножишь в тысячах экземпляров, не раздашь всем. Но и здесь, кроме устройства выставки, можно копии напечатать и поместить их в рамы, можно сфотографировать полотна и издать репродукции – смотрите!
Скульпторов по сравнению с писателями, поэтами, художниками – единицы. Не в каждом городе они есть. Кроме таланта и художественного вкуса, им нужны и инженерные познания. Глина, гипс, вода, арматура. Высушивание, обжиг, покраска. Отливка в бронзе. Высечение в камне. И много чего ещё. Объём скульптуры не передашь никакой фотографией, а копии изготовить – это трудоёмкий технологический процесс. Единственный путь оценить скульптуру – увидеть её в сочетании света и теней, осмотреть со всех сторон. Ощутить её гармонию с окружающим пространством, если это памятник. В общем, скульптура, кроме длины, ширины и высоты, имеет глубину и множество других, ещё неведомых, измерений.
Член Союза художников России скульптор Анатолий Осауленко, более сорока лет отдавший любимому творчеству, – личность в Ангарске уникальная. Он автор 10 памятников в городе, среди которых монумент декабристам в начале улицы Московской, стела в парке строителей, скульптура «Мать-Родина» в Музее Победы, памятник Ленину на АЭХК и другие. В его тесноватой мастерской на стеллажах толпятся бюсты, скульптурные композиции, статуэтки. У каждой – своя история, свой характер.
Здесь юный Пётр с едва пробившимися усиками, с топором в руке, полный решимости сломать и перестроить всю Россию по своему разумению. Топор не занесён над головой, а прижат к груди. Не головы рубить (хотя и это было), а от сердца идущее стремление строить российский флот, возводить новую столицу, работать для страны.
Там обнажённые, полные муки мужская и женская фигуры у колючей проволоки – память о лихих сталинских годах. Проволоки, правда, сейчас нет – пропала при последнем ограблении мастерской. По словам Анатолия Кузьмича, воры уже несколько раз проникали сюда. Надеются найти бронзу для сдачи в металлолом и с бычьим упорством ломают замки и двери. Только бронзы-то здесь нет...
Вот вожаки декабристского движения. После неудавшегося восстания они будут казнены. Пестель, Рылеев, Бестужев-Рюмин, Каховский, Муравьёв-Апостол. Стоят тесной кучкой, плечами и спинами касаясь друг друга. У каждого гордая осанка, жертвенная решимость в горящем взгляде. Вся группа полна скрытой энергии – как сжатый кулак. Эта композиция, выполненная в металле, выставлена в Иркутском музее декабристов. Планировалось, что она будет установлена в одном из уголков Иркутска, и в мастерской на большом листе картона есть эскиз архитектурного решения памятника. Жаль, до сих пор не осуществлённый.
Вот Александр Вампилов. Бюст, ещё бюст, фигура в полный рост. И – модель памятника для Иркутска. Вампилов стоит, опершись на изрядно поредевший штакетник, и задумчиво смотрит вдаль. И если бы даже не было портретного сходства, сразу понимаешь, что это Вампилов, это «Прошлым летом в Чулимске», и вот сейчас придёт Валентина и снова ожесточённо начнёт приколачивать выломанные планочки. А штакетник этот – вся наша безалаберная жизнь, которую сами же мы постоянно ломаем – и себе, и другим, а чинить никому неохота, да ещё и находим удовольствие крушить кем-то починенное... Трудно более полно и вместе с тем очень скупыми средствами показать образ драматурга и суть его творчества. Мысленно сравниваю композицию с тем памятником, который победил в конкурсе и воплощён в металле вблизи Иркутского драмтеатра. Нет в той красивой статуе осауленковской выразительности. Просто стоит человек, и всё.
И ещё много-много чего в этой мастерской. Скульптурные портреты ангарчан. Фигура фантастической гостьи с другой планеты. Княгиня Волконская, приехавшая к мужу в ссылку в Сибирь и читающая ему письма из России. Узнаваемый сразу и безусловно Чернышевский в полный рост. И даже Ленин и Маркс не похожи на миллионы клонированных при социализме изображений, каждый бюст – со своим характером.
Каждый творческий человек хочет, чтобы его произведения нашли отклик у людей. Нашли своего читателя, зрителя, слушателя. Где же показать свои творения скульптору? Не каждая статуя станет памятником, не каждая композиция воплотится в монумент. Недавно в Ангарском художественном центре прошла выставка работ Анатолия Кузьмича. Но срок действия выставки недолог. И снова все изваяния вернулись в мастерскую, где им уже тесно на стеллажах и где созерцателями становятся только его друзья и знакомые. И вновь риск испытать очередную попытку взлома и ограбления. Платить же за сигнализацию из пенсии накладно.
Почему бы в одном из музеев Ангарска не создать постоянно действующую экспозицию скульптур Осауленко? Не так уж много надо места, чтобы разместить лучшие его работы, многие из которых удостоены призов и наград, но незнакомы нам, его землякам. Так мы не только надёжно сохраним произведения, ко-торыми вправе гордиться художник, но и познакомим всех горожан и гостей города с его творчеством. И если самобытные поэтические строки Анатолия Кузьмича известны многим из его книги стихов «Скрижаль из валуна», то замечательные скульптурные изображения, созданные его руками, до сих пор недоступны взглядам тысяч ценителей прекрасного.
А ещё очень жаль, что этот профессиональный художник, чьи работы постоянно рекомендуются Высшим зональным художественным советом на областные и зональные художественные выставки Восточной Сибири, уже два десятилетия не получает заказов на скульптурные композиции в родном Ангарске. Пусть в разных уголках города возникают объёмные изображения сурка, волка и другие фигуры, однако они всё-таки принадлежат другому жанру, который не относится к классическому искусству. А у Анатолия Кузьмича имеется несколько эскизных проектов установки памятников и скульптур, которые, несомненно, украсили бы улицы и парки к юбилею города.
Валерий Дмитриевский, член Ангарского литобъединения
Нелирическое отступление
Первоначально эта статья ангарского писателя Валерия Дмитриевского называлась «Многогранность творчества». Берясь рассказать о скульпторе Осауленко, он стремился передать образность его монументальных работ, подчеркнуть историческую и общественную значимость скульптур и... самого автора. В рамках литературного анализа творчества не удалось избежать разговора о проблеме – творческие люди в Ангарске не живут, а выживают!
Тот же Осауленко признается – с 1993 года ему не поступало ни одного муниципального заказа! Зато несколько раз на уровне городской администрации поднимался вопрос о пересмотре условий предоставления для работы творческой мастерской. В настоящее время эта проблема в очередной раз переживает остроту и касается всех без исключения художников, скульпторов, прикладников Ангарска. В следующем номере мы расскажем вам об этой ситуации подробнее.
«Отношение власти к творческому люду удручает! – говорит Анатолий Кузьмич. – Все, что говорится о развитии в городе искусства, – разговоры, не более того! В 2009 году администрация города провела конкурс садово-парковой скульптуры, по результатом которого мой проект «Место для встреч поэтов у фонтана» с обустройством скульптуры Вампилова в парке за ДК нефтехимиков занял второе место. Каждый из победителей справедливо полагал, что его проект будет реализован, что организаторы конкурса найдут средства для воплощения его в жизнь! Ничего подобного! Никаких средств под конкурс подведено не было (кроме призовых 5 тысяч рублей). Спустя некоторое время из администрации полетели запросы в разные инстанции с просьбой изыскать деньги на изготовление и установку скульптурных композиций. Насчет моей работы запрос был сделан в Областной союз писателей. Почему туда? Видимо, потому что памятник Вампилову хочу сделать. Не геологу, не нефтехимику, а драматургу! Но союз писателей – это общественная организация, она не имеет доходов и пополняемого бюджета. Потому и ответ ее председателя Владимира Скифа был предсказуем: идею поддерживаем, но финансированием не располагаем! А сколько тщетных надежд возлагал я на обещанную мне главой города реконструкцию моего памятника политкаторжанам! Композиция на Московском тракте нуждается в капитальном ремонте, но власть решила обойтись «малой кровью» – подкрасили, подмазали, залепили!»
Несмотря на возраст, у Осауленко много перспективных проектов – на полках его мастерской давно пылятся эскизы монументальных скульптур Гагарина. Кто не знает – 2011 год объявлен ЮНЕСКО годом легендарного советского космонавта. 12 апреля будем отмечать ровно полвека со дня первого полета человека в космос. Как бы пригодились осауленковские Гагарины в бронзе! Но никто, кроме самого скульптора, и не вспоминает о них! Есть у него идеи и насчет архитектурного увековечивания 60-летия Ангарска. Идеи-то есть – поддержки для их воплощения давно уже нет. Потому мы и переписали лирический заголовок Валерия Дмитриевского на прозу жизни.
Вера Инёшина