Вопросы из этой серии возникают у каждого, чьи дети еще не достигли студенческого возраста. Дошкольники и первоклассники, школяры всех ступеней обучения и выпускники – их родители всегда найдут, что спросить у людей, ответственных за образование их чад. Поэтому представителям управления образования администрации АМО, приглашенным в нашу редакцию для проведения прямой линии, прохлаждаться в ожидании вопросов не пришлось. 24 февраля у нас в гостях побывали исполняющая обязанности начальника управления Елена Гуренкова, начальник отдела дошкольного образования Ольга Загороднева и директор центра обеспечения развития образования Людмила Козырева.
Большинство заданных вопросов касалось зачисления ребенка в дошкольное учреждение или его места в электронной очереди (нововведение этого года). Уточнить, есть ли ребенок в базе данных управления образования и какой номер очереди в регистрации присвоен родительскому заявлению, можно на сайте управления образования или позвонив по телефону: 54-53-23. Спрашивали также о новых образовательных стандартах, которые уже месяц поминает лихом общественное мнение. Впрочем, самые интересные вопросы наших читателей и ответы специалистов – перед вами.
– Раньше, чтобы ребенок попал в детский сад, надо было отстоять 1 апреля очередь и «добровольно-принудительно» внести взнос от 6 до 10 тысяч рублей. Надо ли платить теперь, когда зачисление в д/у происходит через управление образования?
Юлия, 15 микрорайон
О.З.: – Теперь 1 апреля родителям никуда идти не надо. Регистрация ведется круглогодично. Все родители, которые по решению комиссии получат места в дошкольных учреждениях, придут туда по направлениям управления образования, которые будут переданы комиссией непосредственно в дошкольные учреждения. «Принудительных» взносов уже быть не может: ребенок распределен в это д/у. Я думаю, что все руководители детских садов будут обсуждать с родителями вопросы помощи учреждениям, поскольку помощь садам все-таки нужна, но ультиматума им предъявить уже не смогут. В любом случае это будет уже не монолог заведующей, а диалог с родителями, согласование возможных видов помощи детскому саду. Так было у многих руководителей и должно было быть всегда, а не только теперь, когда руководитель принимает ребенка по направлению УО.
– Начала ли работать комиссия по распределению детей в дошкольные образовательные учреждения? Кто будет входить в ее состав?
Яна Максимова
О.З.: – В состав комиссии по распределению входят специалисты управления образования, ответственный секретарь и представители ресурсного центра, депутат Думы АМО Ирина Ермакова, двое родителей из «Родительской инициативы» и руководители д/у. Но работать начали пока только ответственный секретарь и те члены комиссии, которые отвечают за подготовку материалов для ее заседаний. Сейчас сверяются списки очереди, выложенной на сайте управления образования в Интернете. В ходе регистрации многие родители допускали разного рода неточности, указывая, например, данные отца или матери вместо сведений о ребенке. Мы бы хотели, чтобы все родители проверили на сайте УО, есть их ребенок в списках или нет. Если вы не нашли имени своего ребенка в очереди, не пугайтесь. В регистрации много дублирующих моментов, ни одно имя, время и дата регистрации не будут потеряны. Обратитесь к специалистам по телефону: 54-53-23, – они поставят всех «потеряшек» на свои места.
– Накануне открыли дополнительную группу в 94-м детском учреждении. Будут ли еще в 2011 году открываться новые группы или детские сады?
Ольга, 106 квартал
О.З.: – В течение 2011 года в рамках реализации программы «Модернизация системы муниципального образования» будут открыты 6 дополнительных групп по 20 мест в каждой (5 групп для детей от 3 до 4 лет и 1 группа для детей от 2 до 3 лет). Одну мы открыли 1 февраля, вторую – 22-го, и еще одна группа будет открыта 9 марта. Три дополнительных группы планируется подготовить к новому учебному году. Существует также постановление администрации АМО, в котором зарезервированы 5 бывших зданий д/у для возвращения в образовательную сеть. Дело сложное, проблематичное во многих отношениях, но работа в этом направлении ведется.
– Моему ребенку сейчас 10 месяцев, полтора года исполнится только в октябре. В отделе дошкольного образования мне объяснили, что можно встать в очередь после того, как ребенку исполнится полтора года. Смогу ли я его устроить в ясли в течение года?
Наталья
О.З.: – Поскольку ваш ребенок на 1 сентября не достигнет возраста 1 год и 6 месяцев, в соответствии с действующим регламентом вы можете записать его в д/у только в тот день, когда ему исполнится 1,5 года, или в любой последующий день. Если после комплектации учреждений к новому учебному году у нас останутся свободные места, их распределят между детьми, зарегистрированными в сентябре, октябре, ноябре и т.д.
– Сколько мест в этом году отводится в детских садах для детей ясельного возраста и для трехлеток?
Ирина Ивашкина
О.З.: – В этом году для приема в дошкольные учреждения мы предоставим 2500 мест. Данные предварительные. Эти места нам позволит высвободить категория детей (около 2300 человек), которая уйдет от нас в школы.
– Можно ли отдать ребенка в 1 класс с 6 лет?
Надежда Андреевна
Е.Г.: – По закону об образовании ребенок может пойти в 1 класс, если ему на 1 сентября исполнилось 6 лет и 6 месяцев. Если ребенок младше, такое возможно только в исключительных случаях, если вы докажете целесообразность своего намерения. Но, как правило, мы подобного не практикуем. За последние лет пять такое разрешение было дано только один раз: в прошлом году в первый класс поступила девочка, которой было 6 лет и 4 месяца. Вообще, родителям не нужно торопиться и раньше времени отдавать ребенка в школу. Другой вид деятельности, другая мера ответственности – адаптация в первом классе проходит очень сложно, хотя родители этого часто не замечают. Поэтому чем дольше дети пробудут в детском саду, тем лучше для их здоровья. Никуда школа от них не денется.
– Хочу отдать внука в первый класс гимназии №8, но мне говорят, что шансов попасть туда уже практически нет. У меня там двое детей учились, сейчас у них по два диплома. Куда нам теперь пойти, чтоб учителя были хорошие и поближе к дому?
Людмила Петровна, 17 микрорайон
Е.Г.: – Существует один порядок поступления во все школы – общеобразовательные и инновационные. Единственным условием поступления в 1 класс является наличие свободных мест. Зачисление начинается 1 июня в порядке очереди. Вы подаете заявление, вас регистрируют. Детей принимают, пока не наберут норму – 25 человек в классе. Но в наши школы №№10, 27, гимназии №№1 и 8 каждый год огромный наплыв первоклассников. Мы никак не можем это регламентировать. Согласно порядку руководители возьмут первых, кто подаст заявления. Кстати, посещение занятий в школах будущих первоклассников не является условием того, что ребенок пойдет в 1 класс именно этой школы. Кроме того, в гимназии №8 набор детей вообще будет сокращен. По типовому федеральному положению, гимназисты должны заниматься только в первую смену, освободив вторую для внеклассных занятий. Поэтому сейчас в гимназии составлен перспективный план уменьшения количества детей – иначе ее просто не откроют к следующему учебному году.
Начальная школа достаточно сильная во многих наших общеобразовательных учреждениях, в той же 17-й школе. При поступлении в школу надо ориентироваться на учителя. Каждый ребенок требует своего подхода, не для всех одинаково хорошими будут даже выдающиеся педагоги. Поэтому нужно самим идти в школы, обращаться к завучам и объяснять, что вы хотели бы пообщаться с теми учителями, которые будут в этом году набирать первые классы. Вы поговорите с ними, опишeте своего ребенка, зададите вопросы и сделаете выводы. Неплохо также встретиться с родителями тех детей, которых выпускает учитель.
– В прошлом году много говорили, что будет пересмотрена система оплаты труда педагогам. Потом прошли слухи, что введение новой системы оплаты смещается. Когда же увеличатся заработки наших учителей?
Людмила Станиславовна, 178 квартал
Е.Г.: – Новая система оплаты труда вводится у нас с 1 февраля – в общеобразовательных учреждениях, с 1 апреля – в дошкольных учреждениях и с 1 июня – в учреждениях дополнительного образования. Разрабатывается положение о побалльной оценке деятельности педагогов в коллективах. Эта система не предполагает глобального увеличения зарплат. Зато она дает возможности стимулирования тех, кто работает лучше. Каждый работник будет в состоянии оценить свои достижения сам – по четкой системе критериев. По набранным баллам он может самостоятельно насчитать себе зарплату. В результате каждый месяц сумма будет меняться. При этом должностные оклады немного подрастут, а стимулирующая часть будет зависеть от того, насколько качественно человек отработает.
– Скажите, пожалуйста, правда ли, что с 2020 года наши дети в старшей школе будут изучать только четыре обязательных предмета – физическую культуру, ОБЖ, «Россию в мире» и какой-то индивидуальный проект – а остальные выбирать? Неужели правительство решило превратить нашу нацию в быдло?
Анастасия
Л.К.: – Сейчас идет обсуждение новых образовательных стандартов, опубликованных на сайте Министерства образования и науки РФ. С учетом замечаний, поступивших после открытого письма Сергея Волкова, стандарт старшей школы переработан, и речь идет о 9-10 обязательных предметах. Но принципиальные подходы остались: старшая школа должна обеспечить ученикам выбор собственной образовательной траектории. К 10 классу у школьников, как правило, уже сформированы предпочтения, ребенок сориентирован, в какой деятельности он может себя реализовать.
Понятно, что новые стандарты не панацея. Мы в свое время сомневались в правильности выбранного пути. И эти ребята тоже будут сомневаться. Но школа будет ориентирована не столько на выдачу определенной суммы знаний, которые быстро устаревают, сколько на то, чтобы обучить ребят способам действий: мыслить, общаться, решать проблемы, вступать в коммуникацию. В таком случае учебный предмет является не целью, а средством для обучения.
В чем ущербность сегодняшнего образования? Знания, выдаваемые детям, подчас не имеют практической ориентации, связи с реальной жизнью. Мотивация к обучению уходит, когда ребенок задается вопросом: а для чего мне все это? В новых стандартах представлена принципиально другая концепция. Знания станут средством для становления личности, ее реализации в конкретных жизненных обстоятельствах. Если задуманное реализуется, то через 10 лет наши дети будут обладать другими возможностями, вооружены совершенно новыми способами деятельности, а главное – они будут понимать, для чего им нужны знания и как ими пользоваться.
Я сторонница этого стандарта, потому что мне нравится подход. Но этот подход должны реализовывать люди. Сейчас самое важное – работа с теми педагогами, которым предстоит это внедрять, чтобы сначала они поняли и приняли ценности новой парадигмы образования, которую пытается выстроить государство.
Е.Г.: – У меня другое мнение. Сейчас в обсуждение стандартов включены многие видные педагоги и общественные деятели. Люди волнуются, что будет утрачена фундаментальность знаний и на ее место придет некая однобокость. Человек каким-то образом идентифицирует себя со своей страной: «Я русский, потому что я живу в России, говорю и думаю на русском языке, знаю историю и культуру своей страны». Именно эти предметы должны быть базовыми в школьном обучении, чтобы мы не забывали, кто мы такие. Если мы их выбросим, то отечества у нас уже не будет. Старшеклассник вряд ли выберет литературу и историю, за исключением тех гуманитариев, которые хотели бы этим заниматься. Если мы хотим вырастить бездушное поколение непатриотов – это самый верный путь.
– В одном классе с нашими детьми учится девочка, которая ведет себя аморально: может прийти в школу пьяной, грубить учителям – и это только 7-й класс! Мы не хотим, чтобы она училась вместе с нашими детьми. Что нам делать?
Родители учащихся одной из школ города
Е.Г.: – Мы не можем исключить ученика из школы, как бы аморально он себя ни вел, – таков закон. Ситуация знакомая, повторяющаяся. Скорее всего, девочка из неблагополучной семьи, недополучившая любви, внимания родителей (независимо от того, есть ли в семье деньги). Будем работать с этим ребенком и его родителями. Но все эти меры внешние, они могут помочь, если все зашло не слишком далеко. Здесь, судя по всему, родителям нужно учиться находить общий язык со своей дочерью. Обратиться к психологу, чтобы вскрыть внутренние причины такого поведения. Родителям и детям из этого класса нужно обязательно разговаривать с классным руководителем, сообщать обо всем происходящем, ни в коем случае не замалчивать какие-то происшествия. Взрослые люди должны уметь решать проблемы.