Некоторые дети по самым разным причинам не хотят идти в школу: одним не даётся учебная программа или они не усваивают (не любят) конкретный предмет, другие считают, что на часть уроков в школе вообще не стоит тратить время, так как в жизни эти знания не пригодятся. Есть и те, кто не может встать утром, и лучше по маминому звонку остаться дома, чем вырвать себя из тёплой постели. У каждого такого ребёнка своя история.
Для наглядности приведем ситуацию пятиклассника Игоря. Мальчик справлялся со школьной программой, с оценками у него всё в порядке, а вот отношения с одноклассниками были напряженные. От этого настроение и состояние ребёнка с каждым днем становилось все хуже.
На расспросы мамы Игорь в основном отмалчивался, но однажды его прорвало. Сквозь плач ребёнок рассказал о своих переживаниях: «Меня в классе не слушают (в начале учебного года Игоря выбрали командиром), говорят, что я хуже всех учусь, хотя у меня даже троек нет».
Далее приводим диалог мамы и сына.
– Весь класс тебя не слушает?
– Коля, Катя, Света и все другие… (сквозь плач)
– Игорь, нужно стараться выстраивать отношения с ребятами, и тогда всё будет хорошо.
– Как? Они же меня не слышат. Ещё говорят, что я хвастаюсь, но не видят, как тот же Коля постоянно хвалится, что он всех сильнее.
– Тебе нужно было ему сказать прямо: «Ты – хвастун».
– Ага, он меня не слышит и вообще никто меня не слышит… (плачет).
– А ты говорил вашему классному руководителю, что дети так себя ведут?
– Нет.
– Завтра же подойди к учителю и всё расскажи…
– Ладно…
Постепенно Игорь перестал плакать, но после разговора с мамой его настроение не стало лучше. Мальчик не знал, что его ждало на следующий день в школе. У него не было никакого желания идти на уроки и встречаться с ребятами, постоянно подтрунивающими над ним.
• • •
Разберем ситуацию с психологической точки зрения.
Общение между людьми, в каком бы возрасте они ни были, не всегда складывается просто и безоблачно. Если взрослые в течение жизни с разной степенью успешности приучаются жить друг с другом, то детям это сделать гораздо труднее, поэтому очень важно, чтобы родители были для них (детей) опорой и поддержкой, а не стороной, добавляющей напряжения в трудную для ребёнка ситуацию.
Когда ребёнок чувствует себя обиженным и растерянным, нужно дать ему возможность высказаться, внимательно выслушать, признавая его право на собственные переживания.
«Да, это обидно, когда про тебя говорят неправду», – может сказать взрослый, тем самым как бы сопровождая рассказ ребёнка и подтверждая свое соучастие.
Реплики типа «нужно уметь выстраивать диалог» или «тебе надо было сказать…» в данный момент не совсем уместны. Ситуация уже произошла, и учить задним числом не имеет смысла, это ещё более усилит напряжение ребёнка: «Значит, я не смог вести себя правильно. Я опять плохой».
После высказывания эмоциональное состояние человека несколько стабилизируется, тогда можно осторожно выяснить, на чье поведение в конфликте он реагирует особенно остро.
Не стоит давать отрицательных оценок обидчику, лучше напомнить о том, в чем сам ребёнок успешен. И вообще, постараться постепенно переключить на позитив, обозначив, например, какие-то привлекательные для ребёнка перспективы будущего времяпрепровождения.
Если в начальной школе еще можно рассказать учителю о конфликте с одноклассниками, то в средних классах это воспринимается большинством детей негативно. Часть проблем лучше решать на уровне «взрослый – взрослый», «родитель – учитель». Не всегда учитель знает о том, что происходит между детьми в классе. Поэтому важен контакт учителя и родителя для стабилизации детских отношений.
Зачастую помощь нужна каждой из конфликтующих сторон. И если с помощью взрослых правильно расставить акценты, не исключено, что отношения будут восстановлены.
Мама Игоря рассказала классному руководителю о переживаниях сына, учитель поговорила с мальчиками сначала по отдельности, затем со всеми вместе. К прежней дружбе ребята не вернулись, но настрой Игоря изменился в лучшую сторону.
Никто не знает ребёнка так, как его родители, и их забота о его эмоциональном благополучии не только является частью воспитательного процесса, но и способствует формированию психологической устойчивости подрастающего поколения на все последующие годы.
Телефон доверия, круглосуточная бесплатная помощь психолога: 8(3955) 56-49-86, 086 (со стационарного телефона).
Татьяна Бичевина,
медицинский психолог Ангарского филиала Иркутского психоневрологического диспансера