Жизнь самого экологичного, надежного и демократичного вида городского транспорта в нашем городе в последние годы безоблачной не назовешь. Но привлекать внимание к проблеме «Ангарского трамвая», которая набухла до неприличия, городские власти не желают. Видимо, в надежде на характер русского мужика, который ждет, пока его клюнут как следует. Проблем множество. Первая – износ подвижного состава, большая часть которого бегает по рельсам благодаря кудесникам-реаниматорам из трампарка. Менять нужно 80 процентов состава. 2010 год предприятие отработало с многомиллионными убытками. Цифры называют разные – 31 или 27 млн руб. Немалая часть этой суммы – убытки, связанные с новыми контактными сетями и сетями электроснабжения (сметы завышены, продолжает уплачиваться налог на имущество со стоимости, завышенной в два раза).
Пробные публичные попытки покуситься на дальнейшую судьбу «Ангарского трамвая» уже предпринимались. Полгода назад на одной из сессий некоторые депутаты городской Думы безапелляционно заявляли, что Ангарск вполне обойдется без трамвая – уж больно хлопотен и дорогостоящ этот вид городского транспорта. В пример приводили стоимость ремонта перекрестка ул. Чайковского и К. Маркса.
На этом покусывание «Ангарского трамвая» вроде бы закончилось. Видимо, городские власти сами себе трезво ответили, хотят ли они еще один геморрой общегородского масштаба в виде протестной реакции горожан на банкротство и ликвидацию предприятия.
Но бесконечно оттягивать решение вопроса, как реанимировать «Ангарский трамвай», не получается. 18 февраля этой проблеме были посвящены депутатские слушания. Они, в духе обычной ангарской практики, были не очень публичными. Народу в зале оказалось кот наплакал. Надо отдать должное михайловской администрации – «умеют» до народа донести важную информацию. Несмотря на немассовость, неудобные вопросы руководству города все же задали. Хотя ответы были ни о чем. Заявление главы города о том, что банкротства «Ангарского трамвая» не будет, меня, например, не впечатляет. Леонид Георгиевич немало странных заявлений сделал. Хотелось бы конкретных цифр и планов – реальных, обозримых, обоснованных. Хотелось бы узнать, какова настоящая картина – чем и как выживает предприятие, куда двигается, как собирается конкурировать с другими перевозчиками. Несмотря на заявление руководителя МУП «Ангарский трамвай» о том, что все под контролем, верить ему на слово причины нет – на дворе март, а предприятие не в состоянии представить бизнес-план. Выходит, пока «Ангарский трамвай» живет не по плану. День прошел – и слава богу? А к концу года – снова десятки миллионов рублей убытка?
Судьба МУП «Ангар-ский трамвай» не может не волновать население города. Большая часть МУПов при нынешней власти и предшествующей ей «команде» обанкрочены либо не приносят в казну доходов. Муниципальное имущество на сотни миллионов рублей исчезло в известном направлении и возвращать его чиновники не стремятся. Станет ли «Ангарский трамвай» еще одной жертвой такого «хозяйствования»? Руководи-тели на словах заявляют «нет», а их реальные дела говорят об обратном.
На первую декаду марта назначена защита бизнес-плана предприятия. Видимо, это не будет публичным мероприятием... А жаль. Народу – тому самому, что ездит на этом виде транспорта, – было бы интересно узнать, куда катится «Ангарский трамвай»...