24 декабря, под занавес 2022 года – года празднования 350-летия со дня рождения первого российского императора, – в выставочном зале Ангарского городского музея состоялся концерт «Музыка эпохи Петра Первого» и выставка одной картины из фондов музея. Исполнявшиеся произведения стали достойным обрамлением линогравюры «Петр Первый» московского графика Николая Благоволина.
Член Союза художников СССР, заслуженный художник РСФСР, Николай Николаевич принимал активное участие во всесоюзных выставках 60-х годов прошлого века, одна из которых в 1968 году доехала до Иркутска. «Петр Первый» и другие произведения были куплены для Иркутского художественного музея. А затем картина прибыла в Ангарск, где был создан городской народный музей: большое количество работ советских художников передавалось молодым музеям в качестве поддержки.
Черно-белый «Петр Первый» относится к раннему периоду творчества Николая Благоволина. Он создал его в 24 года, окончив отделение художественной графики Московского педагогического института. Художник известен большими сериями цветных линогравюр, посвященных в основном Москве. Его работы находятся в Государственной Третьяковской галерее, Музее изобразительных искусств имени Пушкина, Русском музее, во многих музеях России и в частных собраниях внутри страны и за рубежом.
– Эта линогравюра не экспонировалась, наверное, лет 55, – рассказала заведующая художественным отделом Ангарского городского музея Ольга Новокрещенных. – Мероприятие долгожданное вдвойне: выставку одной картины готовились провести летом, к 350-летию Петра Первого, но не получилось. Гравюра хранилась в фондах в листе, без рамы, и нужно было должным образом ее оформить. Эпопея с «одеванием» картины была затеяна еще в начале года. Деньги дал спонсор, а техническую помощь оказал ангарский художник Владимир Иванов.
Музыка петровского времени задала программе общий торжественный тон. Вокальный квартет камерного хора Иркутской областной филармонии (руководитель Елена Бояркина) исполнил марш лейб-гвардии Преображенского полка – так, как он звучал в XVIII столетии, – и сложнейший четырехголосный а-капельный концерт Дмитрия Бортнянского, русского композитора второй половины XVIII века. Иркутских артистов поддержал ангарский вокальный ансамбль «Лада», исполнив несколько петровских кантов.
О церковной, военной и зарождающейся светской музыке эпохи Петра Первого рассказала ангарская пианистка и музыковед-просветитель, а также концертмейстер и участница ансамбля «Лада» Наталья Морозова. Здесь, как и во всех остальных сферах действительности, в тот период произошли серьезные преобразования. Именно тогда музыка из прикладной дисциплины, применявшейся параллельно с какими-то действиями, становится объектом слушания и любования.