Выставка, которую надо успеть посмотреть, – это про новую экспозицию в Музее часов, которая называется «Новый год у ворот». Здесь наравне с новогодними открытками советского времени представлена коллекция часов с гжельской росписью. Заходишь в выставочный зал – и попадаешь в сказку! Красота невероятная!
Циферблаты всех бело-голубых хронометров тут показывают приближение полночи – новогодней, волшебной, когда загадывают желания и надеются на исполнение заветной мечты. И почему-то кажется, что в окружении этих красивых, ярких часов в форме цветов, птиц, рыб и замков действительно может произойти какое-то чудо!
«Несколько экземпляров с росписью в стиле гжели находятся в основной экспозиции нашего музея, – говорит научный руководитель Ангарского городского музея Наталья Сметнева. – А на этой выставке мы показали то, что хранится в фондах музея: в таком составе эту коллекцию настенных и настольных хронометров ангарчане еще не видели. Здесь представлены часы российского производства 2010-2012 годов. Оригинальные формы и художественная роспись привлекают внимание ценителей искусства гжельских мастеров».
Всем остальным напомним, что гжель – это традиционный русский промысел, особый вид росписи по керамике. Для создания рисунка, как правило, используют белые и синие краски. Изначально название Гжель носила деревня недалеко от Москвы. Считается, что слово «гжель» произошло от глагола «жечь». В деревне Гжель с давних времен занимались гончарным ремеслом: создавали разные глиняные изделия, лепили и обжигали керамическую посуду и фигурки. В конце XVII века по указу царя Алексея Михайловича в Гжели стали делать аптекарские сосуды по государственным заказам. А в 1740 году химик Дмитрий Виноградов впервые создал из местной глины фарфоровые изделия.
Бело-голубая роспись стала изюминкой изделий, выпущенных на гжельских предприятиях, только в начале XIX века – до этого мастера расписывали посуду разноцветные красками. Но в 1800-х годах технология производства изменилась: мануфактуры стали производить фаянсовые изделия, используя для этого другую глазурь и технику обжига. Расписывать посуду и статуэтки решили кобальтом – синей краской, которая легко переносит высокую температуру. Также сказалась мода того времени на голландские изразцы и китайский фарфор, который часто был с голубым рисунком. С тех пор синие узоры на белом фоне стали отличительной чертой гжельской росписи.
Наивысший расцвет производства фарфора в Гжели – 40-е годы XIX века. Крупные заводы принадлежали Храпуновым, Сафронову, Бармину, Козлову, Дунашовым и, конечно, Кузнецовым. Известная на весь мир династия фарфорозаводчиков родом именно из Гжельской местности. Фаянсовые изделия с сине-голубой росписью экспортировались в страны Ближнего Востока и Средней Азии. В то время гжельскую посуду называли «лучшею из всех делаемых в России сего рода посуд».
После революции предприятия были национализированы и через некоторое время пришли в упадок. Вновь народный промысел начал развиваться перед Великой Отечественной войной – тогда в Гжели открылся специализированный керамический техникум. Затем возникла артель, где изготавливались фарфоровые и фаянсовые изделия. Возрождать искусство росписи помогали искусствовед Александр Салтыков и художник Наталья Бессарабова.
Сегодня в Гжели действует несколько предприятий, где производят не только посуду и декоративные статуэтки, но и керамическую плитку, люстры и часы, три десятка образцов которых можно увидеть сейчас на выставке в Музее часов. Экспозиция будет работать до середины января – успейте посмотреть образцы современного гжельского мастерства!