Несмотря на декабрьское заявление губернатора Приангарья, гласившее, что в ближайшее время в Иркутской области не планируется введение дифференцированного тарифа на электроэнергию, борьба мнений по поводу такой перспективы на просторах Интернета не утихает. Более того, на популярных новостных порталах появляется всё больше публикаций с призывами к борьбе с серым майнингом, который из-за перегрузок сетей приводит к авариям и является первой причиной внедрения дифференцированного тарифа. Для тех, кто не в курсе: энергетики предлагают ввести лимит киловатт, который будет оплачиваться по одной цене, а его превышение приведет к повышению цены потраченных киловатт. Проблема в том, что такой подход предлагается применять не к выявленным точкам майнинга, а ко всем потребителям электроэнергии в регионе. К примеру, включили вы обогреватель в морозные дни, вышли за рамки дешевой энергии – будете платить в разы больше. Особенно это ударит по карману жителей частного сектора, не имеющих центрального отопления, а обогревающих свои дома электрическими радиаторами.
Однако недавно стало известно, что в адрес президента Владимира Путина от имени жителей Иркутской области было направлено открытое обращение с предложением вести дифференцированные тарифы. И под этим письмом о введении социальной нормы потребления электроэнергии стоит 2000 подписей. Невиданное дело: люди у нас сами просят повысить цены на электричество!
Ситуацию мы решили обсудить с одним из самых активных в Ангарске противников введения дифтарифа, автором обращения общественной петиции с требованием вести пятилетний мораторий на внедрение подобных повышений стоимости электроэнергии депутатом Думы АГО Андреем Болговым.
По его словам, в настоящее время в регионе ведется информационная атака на жителей, организованная пиар-компания, преследующая цель склонить общественное мнение (ну или просто морально подготовить людей) в пользу грядущих нововведений. Попросту говоря, нас всех хотят убедить, что социальный лимит электроэнергии – это благо и единственно правильная и действенная мера в борьбе с нелегальными майнерами.
Чтобы протолкнуть идею, на первых порах этот лимит, скорее всего, установят не такой уж и маленький – достаточный для обеспечения среднестатистической семьи электроэнергией. Но его ведь можно будет менять! Как говорится, только позволь ввести ограничения – а дальше уже всё пойдет так, как выгодно монополисту. Обратной дороги не будет!
«Под созданной мной в декабре петицией на портале Change.org против введения дифтарифа поставили подписи более 16 000 человек. Подобную работу по сбору общественного мнения проводят и активисты инициативной группы «Стоп-Тариф», в составе которой известные политики, общественные, культурные деятели, ученые Приангарья, – говорит Андрей Болгов. – Так вот в проплаченных статьях утверждается, что подписи не являются действительными, поскольку их не ставили реальные люди. И аргумент, что на портале для подписи петиции требуется подтвержденная электронная почта каждого человека, в расчет не принимается. Но дело ведь вот еще в чем: на имя губернатора и Законодательного собрания было составлено обращение депутатов трех дум – Ангарского городского округа, Усолья-Сибирского и Слюдянки. Мы, как народные избранники (а за каждым депутатом Ангарска стоит 7000-8000 жителей его округа), выразили мнение очень большого количества людей по поводу инициативы энергетиков. Наши-то подписи никто не может назвать недействительными!»
У авторов пиар-статей два главных аргумента в пользу нововведения. Первый: введение дифтарифа, ведущее к повышению размера платы за большое количество потребляемой энергии, сделает серый майнинг невыгодным. А почему нельзя бороться с этим явлением адресно? Ведь вычислить точки высокого потребления электричества вовсе не сложно – даже общественники, не имеющие данных, которыми располагает «Иркутскэнерго», смогли составить карту таких майнеров. Ну вот и привлекайте таких «предпринимателей» к финансовой ответственности! Зачем вводить социальную норму для населения? К тому же в настоящее время выгода от добычи криптовалюты под большим вопросом. Тот же Андрей Болгов считает, что доходность этой сферы существенно сократилась из-за падения курса криптовалют с марта прошлого года. А вот доходы поставщиков электроэнергии неуклонно растут. Согласно данным из открытых источников, чистая прибыль «Иркутскэнерго» за девять месяцев 2022 года составила 9,2 миллиарда рублей. По миллиарду в месяц! В этом году будет еще больше – скажется 10-процентное повышение тарифов с 1 декабря 2022 года. Значит, дифтариф должен обеспечить сверхприбыль?
Второй аргумент тоже касается пресловутых серых майнеров: из-за их деятельности случаются аварии и перебои с электричеством. А может, стоит проанализировать состояние сетей, обслуживание и обновление которых заложено во все тарифы потребления электроэнергии? В том же Китое проблемы с электричеством начались еще лет за 15 до появления такого явления, как майнинг. Жители Мегета, которые в эти новогодние праздники пережили два продолжительных отключения света, напрямую связывают аварии с… плохой погодой. При сильном ветре или морозе (когда все включают обогреватели) как раз и случаются эти самые перебои с электроэнергией. Или будем считать, что майнеры тоже ждут непогоды – во время бури курс валют выше?
Нельзя забывать и о таком понятии, как белый майнинг, когда предприниматели, зарабатывающие на криптобирже, как и другой энерогоемкий бизнес, платят энергетикам по повышенному тарифу. Вот бы на эти средства сети обновить...
Так кому, в конечном счете, выгоден дифтариф? Кому не дает покоя низкая (относительно других регионов страны) стоимость электричества в Иркутской области? То, чем гордился народный губернатор Приангарья Юрий Ножиков, постепенно и целенаправленно стирают из нашей памяти. Большая и сложная система ТЭЦ и ГЭС в Сибири была построена благодаря самоотверженному труду тысяч советских людей, потомки которых, живущие в суровых климатических и очень непростых экономических условиях, по праву пользуются низкой стоимостью киловатта. Неужели и правда кто-то из простых людей, поставивших свою подпись под обращением к президенту, ратует за введение социальной нормы потребления энергии?
«На наше депутатское обращение с просьбой о введении пятилетнего моратория на принятие дифтарифа губернатор не дал конкретного ответа, – говорит Андрей Болгов. – Но, думаю, до следующей зимы инициатива энергетиков будет сдерживаться. Ведь в сентябре должны пройти выборы в Заксобрание, так что принятие подобной непопулярной меры весьма нежелательно. Однако следить за развитием событий стоит очень пристально: кто знает, какой туз в рукаве держат те, кто стремится поглубже залезть в карман к потребителям?»
...2000 человек за и 16 000 против введения дифференцированного тарифа за потребление электроэнергии. А население Иркутской области составляет более двух миллионов человек. Получается, большинство жителей региона достаточно пассивны в данном вопросе. Или наивно полагают, что их это не коснется. Общественная «движуха» начнется, когда в коммунальных квитанциях появятся суммы за «перерасход» электричества. И все мы станем немного «серыми майнерами».