26 января в ДК «Современник» прошла интеллектуальная игра среди школьников «Первый шаг в атомный проект». Такое состязание в нашем городе давно уже стало традиционным и собирает большое количество участников: в этом году свои знания в области ядерной энергетики показали 13 команд из 10 образовательных учреждений Ангарска. Борьба за звание победителя оказалась нешуточной. Но главный приз стоил того – возможность заключения с АО «АЭХК» договора о целевом обучении в вузе.
Основными темами ежегодной игры стали история ядерной энергетики, ее основные научные и экологические аспекты, а также история создания и развития Ангарского электролизного химического комбината. Как называется первая в мире плавучая АЭС? Чем изотоп отличается от радионуклида? Какая ГЭС была построена для обеспечения энергией АЭХК? Как звали первого руководителя атомной отрасли нашей страны? С какого номера таблицы Менделеева начинаются радиоактивные элементы? Какой жилой район нашего города назывался «новокшеновкой» и почему?
Чтобы ответить правильно на эти и десятки других непростых вопросов шести этапов игры, мало знать школьный курс физики и химии – нужно интересоваться историей своего края и особенностями его промышленного потенциала. Были вопросы и «на засыпку». Например, о том, что привез первый вагон на строящийся атомный комбинат в Сибирь. Оказывается, не металл, а книги! В учебниках такого не прочтешь! Так что умникам пришлось поломать голову. Зато многие из них знают, что в наше время на АЭХК создано уникальное литиевое производство и специалисты предприятия получили на него патент.
Позже ребята признались, что у каждого своя методика подготовки к «атомной» игре. Одни штудируют сайт АЭХК, другие «копают глубже»: изучают справочники и исторические издания, выпускаемые предприятием к знаменательным датам, ищут интересные факты в Музее трудовой славы комбината. В отличие от тестов здесь нет вариантов ответов, так что просто угадать не получится! Сложно, но безумно увлекательно!
Для выпускников школ эта игра – реальный шаг в будущую профессию. По словам председателя жюри, начальника отдела по связям с общественностью АО «АЭХК» Елены Песиковой, победители игры и ее участники, показывающие особые успехи в учебе и желающие получить высшее образование по специальности, востребованной на предприятии, имеют возможность заключить с АЭХК договор о целевом обучении в трех ведущих вузах Москвы, Екатеринбурга, Томска, получать повышенную стипендию от комбината и в будущем трудоустроиться сюда. В прошлом году студентами-целевиками Томского политехнического университета стали победители игры Илья Животов и Екатерина Усольцева (оба из лицея №2). Годом ранее еще два участника «Первого шага» были зачислены на целевое обучение в ТПУ – Тимур Сабаев (школа №4) и Нина Иванова (лицей №2). Такие примеры вдохновляют на старание и успех!
Про капитана команды «Атомы» Дмитрия Коленченко его наставник, учитель физики СОШ №4 Галина Меньщикова, еще до начала игры сказала так: «Он пришел за первым местом!» И вправду Дима сделал всё возможное, чтобы добиться этого: взял больше всех вопросов на этапах «разминка» и «аудирование», первым нажимал кнопку на блиц-опросе, а на капитанском конкурсе, не раздумывая ни секунды, назвал автора изречения «Пусть будет атом рабочим, а не солдатом…» Эти слова принадлежат «отцу» советской атомной бомбы Игорю Курчатову. И капитан команды-победительницы знал это! Да, «Атомы» из школы №4 заняли первое место, второе и третье места у команд из лицея №2 – «Формула успеха» и «Пульсар». Кроме грамот ребята и их наставники были награждены ценными призами. Также отдельный приз за успешное выступление в капитанском конкурсе получила ученица школы №10 Нина Смолянинова. Отличный старт для будущих успехов!
Дмитрий Коленченко – учащийся 11 класса средней общеобразовательной школы №4, капитан команды «Атомы», победившей в игре «Первый шаг в атомный проект 2023».
Любимые школьные предметы – физика, химия, математика. Свободное время проводит с друзьями или в спортивном зале. Занимается атлетической гимнастикой.
В игре «Первый шаг в атомный проект» принимал участие четыре раза, дважды его команда занимала второе место, в этом году – первое. Считает, что предыдущий опыт участия и методика запоминания важных фактов по темам игры помогли победить в этот раз. Большую поддержку в подготовке команды и в создании мотивации на победу оказала наставник – учитель физики высшей категории, педагог с большой буквы и просто очень хороший человек Галина Вячеславовна Меньщикова.
Кем Дмитрий видит себя в будущем? Профессионалом технической специальности. Какой именно – станет ясно в ближайшие месяцы. Вероятно, в области ядерной энергетики или машиностроения.