14 февраля 2011 года глава администрации АМО Антон Медко подписал постановление, в котором указаны новые расстояния, необходимые торговцам крепкими спиртными напитками для получения лицензий.
Так, если раньше от магазина, торгующего вином и водкой, до детских образовательных учреждений должно было быть не менее 30 метров, то теперь водку «задвинули» на расстояние не менее чем 50 метров от садиков, школ, учреждений культуры и спорта.
Много ли у нас образовательных учреждений, которые находятся в непосредственной близости от магазинов, торгующих спиртным, мы решили узнать у исполняющей обязанности начальника управления образования администрации АМО Елены Гуренковой.
Елена Валентиновна о проблеме непосредственной близости водки и детей знает давно. И уверена, что постановление главы администрации – нужное и своевременное:
– У нас практически каждое второе образовательное учреждение, будь то школа или детский сад, находится рядом с магазинами, продающими алкоголь. И это при норме в 30 метров! У нас в управлении есть даже список учреждений, которые «живут» в таком неблагоприятном соседстве. Сейчас мы его обновляем. Думаю, согласно новой норме практически 100 процентов школ и садиков района будут официально признаны соседствующими с точками продажи спиртного. Но сами мы никаких санкций против предпринимателей принять не можем, это прерогатива отдела по торговле администрации АМО.
Что ждет тех торговцев крепкими спиртными напитками, чьи магазины теперь попадают в запретную 50-метровую зону? За ответом мы обратились к главному специалисту-юрисконсульту отдела по торговле администрации АМО Ольге Сергиенко.
Ольга Сергеевна объяснила, что вопреки очевидному юридически все не так просто:
– В постановлении главы администрации указано, что расстояние в 50 метров измеряется «с учетом пешеходной доступности». Что это значит? Это значит, что замеряется не фактическое расстояние от магазина до учебного заведения, а расстояние, по которому может пройти пешеход (потребитель). Пример – магазин «У Саши» напротив школы №10. Невооруженным глазом видно, что магазин находится ближе, чем в 50 метрах от школьного забора. Однако это смотря как мерить. Если «с учетом пешеходной доступности», как указано в постановлении, то от дверей магазина до калитки, через которую заходят в школу, более 50 метров (нужно перейти дорогу и повернуть). А если измерять непосредственно до забора или до автомобильных ворот (они ведь не предназначены для пешеходов), видим реальный метраж – гораздо меньше установленного главой.
– И что ждет этот магазин и ему подобные – отзыв лицензии?
– Ничего. Ведь измеряют, повторюсь, не реальное расстояние. А «пешеходное». Многие магазины специально проложили пешеходные тропки, чтобы «уложиться» в метраж.
– То есть ситуация патовая: есть постановление, есть проблема соседства водки и детей, а в результате все будет как было?
– Не совсем. Количество точек, торгующих крепкими спиртными напитками, все же сократится. Не могу сказать насколько: мы еще не обрабатывали статистические данные, но отзывы лицензий из-за соседства водки с детьми будут.
– Как быть тем, у кого все же отзовут лицензии? Не равносильно ли это для предпринимателей разорению?
– Нет. У них есть возможность распродать уже имеющуюся в магазине винно-водочную продукцию. Для этого нужно прийти к нам и написать заявление. Мы выдаем временно, на 3 месяца, разрешение торговать вином и водкой, чтобы распродать остатки. При этом новых поступлений спиртного в магазин, конечно же, быть не должно.
– Бывают ли споры о расстоянии? Например, предприниматель утверждает, что оно больше нормы, а администрация школы или садика – что меньше?
– Конечно, бывают. Но их просто разрешить. Выкопировку из плана этого района делают специалисты отдела архитектуры администрации АМО. И они же промеряют расстояние. Так что здесь все неоспоримо. Споры могут возникнуть по «пешеходной доступности» (например, в заборе школы есть «народный» вход, не отмеченный на плане, и через него идет поток пешеходов). В таком случае мы выезжаем на место и сами решаем спорную ситуацию.
– Проблема соседства детских учреждений и магазинов с крепким спиртным актуальна только для Ангарска или для всего района?
– Нахождение магазинов с винно-водочной продукцией вблизи от школ и садиков не зависит от плотности застройки. Поэтому это проблема общая. На днях наш отдел выезжал в Савватеевку. Там магазин рядом со школой. Но «с учетом пешеходной доступности» все оказалось в порядке – расстояние 65 метров.
Вот так нелегко, выходит, бороться с алкоголем. Вроде и глава администрации меры принял, и чиновники в курсе, но те, кто продает водку вблизи детских учреждений, легко нашли законодательную лазейку. И попробовали бы не найти! Для предпринимателя, имеющего магазин, как сообщил анонимно один бизнесмен, отзыв лицензии на торговлю вином и водкой – смерть. Эти товары – лидеры продаж. И по доходности с торговлей спиртным может сравниться только торговля наркотиками. Но это – совсем другая история…