…Выезжая из депо, ярко-оранжевый трамвайный вагон мелодично зазвенел, приветствуя гостей МУП «Ангарский трамвай». 13 февраля вместе с коллегами из городских СМИ и заместителем председателя Думы АГО Александром Курановым мы побывали на предприятии, чтобы узнать о текущем положении дел. Еще год назад журналистов здесь не жаловали, потому что ничего хорошего рассказать и показать не могли: в начале 2022 года «Ангарский трамвай» вновь остался без руководителя и на грани банкротства. В августе прошлого года директором предприятия был назначен депутат окружной Думы Олег Иванов. Вот он и решил накануне 70-летия предприятия рассказать горожанам, чем живет «Ангарский трамвай».
О том, как и почему единственное в Ангарске муниципальное транспортное предприятие оказалось под угрозой закрытия, мы писали не раз. Важно, что понадобилось лет шесть, чтобы нынешние руководители города поняли: несмотря на бюджетную дотационность и убыточность, этот социальный и экологичный вид транспорта необходимо сохранить. И вместо предложений о сокращении протяженности «промышленных» маршрутов и времени движения городских трамваев стали строить планы по нормализации работы «Ангарского трамвая». В прошлом году ситуацию взяли на контроль депутаты Думы АГО, в своих рядах нашли и нового руководителя предприятия – Олега Иванова, который сейчас, по сути, выполняет роль антикризисного управляющего. Задача перед ним стоит сверхсложная – спасти МУП от развала и вновь «встроить» трамваи в жесткоконкурентную систему транспортных перевозок. Фора перед частными автобусными предприятиями у него только одна – стоимость поездки ниже на 10 рублей. А вот сложностей – воз и тележка. Но настроен он оптимистично.
«За полгода, что руковожу предприятием, пришлось окунуться во всю глубину проблем, терзавших «Ангарский трамвай» долгие годы, – рассказывает Олег Владимирович. – Хотя я знал, на что шел. Мы с коллегами по депутатскому цеху обсуждали данную ситуацию не единожды. Передо мной администрация поставила ряд первостепенных задач, решением которых я и занимаюсь. И первая из них – разобраться с проблемой энергопотребления на предприятии. Поставлены новые электросчетчики для контроля потребления энергии. Теперь у нас на учете каждый киловатт – мы знаем, сколько потребляет отдельно взятый вагон и каждая служба. Вторая задача – выйти на финансовую эффективность при взаимодействии с арендаторами, в частности с теми, кто использует наши сети. Далее – увеличить пассажиропоток. Сделать это можно единственным способом – пускать на линии оптимальное количество вагонов, чтобы сократить время ожидания. И мы выполнили это. Если полтора года назад на маршруты выходило 7-8 вагонов, то сейчас их число увеличено до 16. И уже есть первые результаты: за прошедшие месяцы удалось на 10 процентов увеличить выручку.
Всего же в электропарке предприятия в настоящее время находятся 30 вагонов. Пока одни работают на линии, друге проходят техобслуживание. Состояние транспорта, требующего обновления и модернизации, – еще одна серьезная проблема «Ангарского трамвая». Все наслышаны про поступившие в Ангарск московские трамваи, но не все знают, в каком техническом состоянии они к нам пришли. К сожалению, часть из них стала «донорами» для других – их запчасти мы используем для комплектации выходящих на линию столичных трамваев. Они нас действительно выручили – увеличили парк предприятия и добавили комфорта пассажирам.
Одновременно с ремонтом вагонов занимаемся латанием дыр производственных помещений, причем в прямом смысле слова. В конце прошлого года, например, в крайне экстремальных погодных условиях из-за ветхости пришлось ремонтировать кровли цехов».
Руководитель МУП «Ангарский трамвай» не скрывает: предприятие по-прежнему работает при существенной поддержке бюджета. В 2022 году муниципалитет выделил 122 миллиона рублей. Эти средства идут на коммунальные расходы, зарплату, налоги. То, что зарабатывают сами, пока приходится тратить на неотложные нужды, такие как ремонт подвижного состава. Но планы по развитию тоже имеются. Вот встанут на рельсы…
«В этом году «Ангарский трамвай» готовится отметить свое 70-летие. Предприятие имеет богатую историю, тесно связанную с историей города. И замечательный коллектив! – говорит Олег Владимирович. – Сейчас у нас трудится около 170 человек. Многие отработали здесь не одно десятилетие. Есть незакрытые вакансии – сейчас требуются водители, кондукторы, ремонтные рабочие. Зарплаты небольшие, но трудоустройство официальное, со всеми соцгарантиями. Недавно КУМИ выделил две комнаты для проживания трудоустраиваемых приезжих работников».
Водитель трамвая – не чисто женская специальность. И хотя видеть женщин в кабине вагона ангарчанам привычнее, в МУП «Ангарский трамвай» работают пять вагоновожатых мужского пола. Коллектив готов принять и обучить новые кадры.
Рассказывая о текущем положении дел на предприятии, Олег Иванов заметил: «Я сам коренной ангарчанин – родился и вырос здесь. И не представляю родной город без трамваев».
Мы тоже, Олег Владимирович! Пусть ради этого будет сделано всё возможное.