Долгожданный сын в семье ангарчан Саморецких родился в срок и без патологий. Что у ребенка есть проблемы со зрением, родители заметили только на втором году его жизни: когда сыну нужно было что-то рассмотреть, он приглядывался только правым глазом. И в сторону телевизора поворачивался правой стороной. Амблиопия – таким был диагноз детского офтальмолога. Это заболевание характеризуется «ленивым» глазом, который не функционирует должным образом и практически не задействован в зрительном процессе. Мозг не может совместить два изображения в одно, поэтому развивается монокулярное зрение.
Но амблиопия не приговор. Она приведет к инвалидности, только если проблемой не заниматься. И исправлять ситуацию нужно с раннего возраста, причем на постоянной основе. В условиях стационара или поликлиники это не всегда удобно – приходится отрывать ребенка от образовательного процесса. Но ангарчане должны знать, что у нас в городе есть детские дошкольные учреждения, реализующие специальные программы для детей с особенностями развития. 9 февраля вместе с руководителем округа мы побывали в двух из них – №36 и №105.
В детском саду №36 шесть из 11 групп имеют компенсирующую направленность: принимают ребятишек с нарушениями интеллекта и с тяжелыми нарушениями речи. Всего это учреждение посещают 78 детей с ограниченными возможностями здоровья, из них 15 – инвалиды.
Наталья Тишкина рассказала об адаптированных образовательных программах, по которым работают специалисты детского сада под ее руководством. Например, в логопедической группе проводят занятия в речевом уголке, где установлено зеркало для закрепления звукопроизношения. В учреждении есть специальное оборудование, которое помогает развивать мышление, воображение, речь особенных деток, а также способствует укреплению их физического здоровья. После системных занятий со специалистами ребятишки поступают в обычные школы.
В детском саду №105 три группы детей для с нарушениями зрения, одна – для малышей с тяжелыми нарушениями речи. В этом году набрали ребятишек с задержкой психического развития.
Заведующая детским садом Инна Гимельфарб рассказала, что в учреждении занимаются 63 ребенка с ограниченными возможностями здоровья, шестеро из них – дети-инвалиды. Есть необходимое специализированное оборудование. В логопедической группе ребята с удовольствием занимаются, используя интерактивную доску. По назначению врача дети с проблемами зрения проходят лечение на макулостимуляторе «Иллюзион», офтальмологическом приборе для лечения косоглазия. В этом году в учреждение поступили методические пособия и книжки с микрофонами для слабовидящих малышей на 89 тысяч рублей. Вход в детский сад оборудован вертикальным подъемником по программе «Доступная среда».
Все занятия, которые являются образовательными и лечебными одновременно, проходят в увлекательной игровой форме. Те, кто в детстве носил очки, наверняка помнят, какое неудобство они испытывали перед другими детьми, как старались снять их при первой возможности. А в этих детсадовских группах у ребятишек таких проблем нет – потому что здесь все носят очки, непрерывное использование которых помогает на ранних стадиях заболевания исправить нарушения зрения. В итоге комплекс специальных мер – очки, гимнастика и применение медицинских приборов под контролем врача – в большинстве случаев приводит к снятию диагноза к семи годам. Ребенок идет в обычную школу с обычным уровнем учебной нагрузки.
Группы для детей с ограниченными возможностями здоровья действуют в 31 ангарском детском саду. Как отмечают в управлении образования, наличие в Ангарском округе вакантных мест для зачисления детей в дошкольные учреждения позволяет при необходимости перепрофилировать группы общеразвивающей направленности в компенсирующие для детей с особенностями развития.
«Муниципальные дошкольные учреждения посещают 773 ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В детских садах, где мы побывали, есть специализированное оборудование для исправления дефектов речи, улучшения зрения, развития опорно-двигательного аппарата, методическая литература. Субвенции на приобретение оборудования выделяют системно. Существующие программы показывают высокую эффективность и серьёзные результаты: до 90 процентов воспитанников в результате занятий по специальным программам затем продолжают обучение в общеобразовательных школах. В этом большая заслуга квалифицированных специалистов, работающих с детьми: педагогов, психологов, врачей, логопедов и учителей-дефектологов», – отметил в ходе визита в детсады комбинированного вида Сергей Петров.