«Ангарск – город, рожденный Победой». «Уважая прошлое, создаем будущее!» «Ангарск – это мы!» «Поколение Победителей! Спасибо за Победу, спасибо за Ангарск!» Такие лозунги можно увидеть на главной площади и в других знаковых местах нашего города.
После наступления Великой Победы, в самые тяжелые послевоенные годы восстановления страны, наши родители и деды построили замечательный, красивый город в междуречье Ангары и Китоя. Воплотили в жизнь замечательные проекты ленинградских проектировщиков с архитектурой зданий в стиле «сталинский ампир» на главной площади и на центральных улицах. С каким воодушевлением в Ангарске возводились новые кварталы, улицы, микрорайоны, парки, скверы! Строители старались вложить в образ города всё самое лучшее и современное. Мы радовались достижениям и гордились нашим молодым красивым городом.
Закончился век двадцатый, наступил двадцать первый. И что же мы видим сегодня? Как новое поколение «уважает прошлое и создает будущее»? Да, пришли новые времена, а вместе с ними – новые нравы и ценности... Реклама (а точнее – рекламный мусор) затмила архитектуру нашего города, фасады многих домов и торговых центров теперь завешены рекламными щитами, баннерами и плакатами. Ангарск превратился в город рекламы!
Автор этих строк побывала в разных уголках города и сделала своеобразный обзор всего увиденного. В основном впечатления не вызывают радости, и вот почему.
• • •
Обратите внимание, во что превратился фасад здания универмага «Пальмира» на центральной улице Карла Маркса! Уникальность здания утрачена, теперь фасадные колонны скрыты за рекламными полотнищами... На мой взгляд, это прямое нарушение всех требований к размерам и местам расположения рекламы, ведь рядом с торговым домом располагаются тумбы, предназначенные специально для ее размещения.
А вот оформление любимого нами продовольственного магазина в 81 квартале (в народе мы его называем «Синенький») не вызывает нареканий. Здесь полностью сохранена индивидуальность здания постройки 60-х годов XX века. Очень эстетично и стильно выполнена вывеска, ненавязчивая реклама размещена за стеклом в оконных проемах.
Здание ТК «Центр» (бывшей швейной фабрики), построенное в середине прошлого века, тоже имеет для Ангарска особое значение. Внешний облик строения портят установленные в каждом пролете рекламные вывески довольно внушительных размеров. Было бы здорово, если бы собственники последовали примеру магазина «Центральный», расположенного в 8 микрорайоне, или «Универмага» на ул. Чайковского, а также других зданий, где всё выдержано в соответствии с нормативами и требованиями.
• • •
Кафе «Щелкунчик» открылось на улице Чайковского 20 февраля 1970 года. Здание интересной формы с большими панорамными окнами по периметру не только строили, но и проектировали ангарчане. Старшее поколение помнит, что когда-то фасад «Щелкунчика» украшало панно на тему одноименной сказки Гофмана. Здесь было приятно провести время с детворой, отведать мороженого или просто пообедать и прогуляться семьей по парку Строителей. Летом на открытой веранде устраивались дегустации блюд русской, украинской, белорусской, грузинской и казахской кухни.
То, во что здание превратилось теперь, не выдерживает никакой критики. Привлекательность архитектуры кафе, к которому постепенно пристроили целый ряд торговых павильонов полностью утеряна. В глазах рябит от обилия рекламы. Так и хочется призвать владельцев: верните городу прежний «Щелкунчик»!
• • •
ТЦ «Баргузин» и примыкающая к нему территория тоже не вызывают гордости за Ангарск. А ведь в 80-е годы здесь располагался один из самых лучших ресторанов города, а сам район считался любимым местом отдыха ангарчан. Сегодня «Баргузин» просто окутан рекламой, вызывающей у нас, обычных людей, раздражение. Почему бы для этих целей не использовать специальные рекламные щиты, как это делают, к примеру, в Красноярске, Новосибирске, Санкт-Петербурге, Москве?
То же самое можно сказать и о торговых домах «Силуэт», «Фея», «Юность», «Мир@макс» и других зданиях, где фасады стали напоминать пестрые лоскутные одеяла! Зачем, спрашивается, дублировать на фасаде наименования торговых фирм, если данные о логистике (на каком этаже какая фирма расположена) есть на указателях внутри здания?
Ледовый Дворец спорта «Ермак» – гордость Ангарска, спортивный объект – привлекает своей оригинальной архитектурой. Но размещенные на фасаде билборды не призывают к здоровому образу жизни или к развитию в нашем городе зимних видов спорта, а зовут народ купить всё, что угодно: от дорогих шуб до горячей пиццы.
Уважаемые предприниматели, пожалуйста, приведите фасады своих магазинов в аккуратный и привлекательный вид, чтобы нам хотелось войти внутрь!
• • •
«Ангарск – любимый город» – как красиво светится в ночи реклама на девятиэтажных домах в 177 квартале. Так давайте следовать сказанному: любить, беречь и ценить наш родной город, сохранять и приумножать всё, что нам досталось от предков!
Татьяна Гусарова,
член Совета ветеранов г. Ангарска