Так называется вступительная статья иркутского поэта Артема Морса к антологии современного иркутского верлибра «Свободные стихи», которую авторы и составители представили ангарской читающей публике 25 февраля. И эта фраза как нельзя лучше выражает отношение к такому явлению поэзии, как верлибр.
Во время встречи с иркутянами в литературной гостиной библиотеки №3 имени Леонида Беспрозванного выяснилось, что верлибр не жанр, а способ организации поэтических строк, в котором, в отличие от силлабо-тоники, нет рифм и стихотворного размера. И мнение, что истинная поэзия характеризуется исключительно рифмой и размером, присуще, скорее, обывательскому сознанию.
Составителям антологии «Свободные стихи», Артему Морсу и Светлане Михеевой, можно верить: они профессиональные литераторы, у обоих за плечами – Литературный институт имени Горького и не один сборник стихов, Светлана к тому же возглавляет Иркутское региональное представительство Союза российских писателей. А Максим Булдаков и Анна Тимофеева являются членами творческого объединения «Поэты в городе».
Встреча стала не только презентацией сборника, изданного на средства субсидии Министерства культуры Иркутской области, но и своеобразным мастер-классом для ангарских литераторов. Выяснилось, что в Ангарске тоже владеют верлибром, и признанным мастером «свободного стиха» в нашем городе является Екатерина Лангольф. Пробуют свои силы в этом непривычном способе стихосложения и другие авторы. Они тоже почитали свои сочинения – после того как стихами высказались гости.
Приятно было обнаружить среди авторов антологии (к слову, их 21) известного ангарского поэта Анатолия Кобенкова. Кстати, к «свободному стиху» обращались такие признанные литераторы, как Пушкин, Лермонтов, Блок, Маяковский, Цветаева и многие другие.
– Когда я пишу верлибром, – призналась Светлана Михеева, – я не могу позволить себе ошибиться в формулировке, тогда как в силлабо-тоническом стихотворении можно «спрятаться» за рифму. Как говорил советский поэт Евгений Винокуров: «Рифмованные стихи могут быть средними. Стихи без рифм и размера должны быть или хорошими, или их вовсе нет». Требования к поэзии, написанной свободно, повышаются автоматически.
Благодаря встрече с иркутскими поэтами ангарчане приблизились к иному, чем в заголовке, определению верлибра: «Лучшие слова в лучшем порядке».