На прием к психологу ангарчан часто приводят семейные проблемы, касающиеся детей. Причины разные: это и трудности усвоения учебной программы, и детская вспыльчивость вкупе с психоэмоциональной нестабильностью, и непослушание с ленью – в каждой семье свой перечень.
Когда много чего накипело, взрослые говорят ребенку примерно следующее: «Уже не знаю, что с тобой делать. Может, хоть психолог поможет?» С этими мыслями они идут к специалисту в надежде, что после общения с психологом ситуация изменится. Но семья – это система, где все зависят от всех, и если противоречия заходят слишком далеко, то работать надо с семьей, а не отдельно с ребенком.
Давайте попытаемся внутри этой системы развернуться на 180 градусов и представить, что это не родитель привел ребенка к психологу, а, напротив, ребенок – родителя. Со своими претензиями к нему.
Послушаем ребят при индивидуальном общении с психологом (имена собеседников специалиста изменены).
Миша, 13 лет, 6 класс:
– Мама всегда мною недовольна. Когда получаю хорошие оценки, она считает, что так и должно быть – даже не похвалит, хотя достаются они мне нелегко. Если «тройки» («двоек» у меня нет), то это конфликт на весь вечер: она со мной не разговаривает, дуется. Как будто я не «тройку» получил, а лично ее чем-то обидел.
Про то, как я живу, о чем думаю, что чувствую, мама со мной вообще не говорит. Она то устала, то в телефоне сидит, мне иногда кажется, что она даже не знает, что со мной можно просто пообщаться. Без нотаций и недовольства…
Оксана, 15 лет, 9 класс:
– Скоро ОГЭ, и я очень боюсь, что не сдам. Учусь по-разному. Сейчас хуже: большая нагрузка, сильно устаю, иногда несколько раз читаю учебник и ничего не понимаю. Еще родители достают – говорят, что я ленивая и нормального будущего у меня нет.
А какая я ленивая? В школе у нас по 6-7 уроков! Плюс три раза в неделю танцы. В коллективе я с пяти лет, жалко бросать, а нагрузка (да и требования) там очень высокие. Домашние задания делаю до двенадцати или до часу ночи. Разве это лень?! Сил уже просто нет, и поддержать некому. Близких только мои оценки интересуют.
Марк, 14 лет, 8 класс:
– Вот уже около трех месяцев меня ничто не волнует, равнодушие поселилось внутри, мне абсолютно всё равно. Раньше старался: ходил в школу, в секцию, усердно делал уроки, а потом понял, что стараться, стремиться к «пятеркам» бесполезно. Отличником я всё равно не буду, после девятого класса – училище, а туда я так и так поступлю, можно особо не напрягаться.
Дома царит тоскливая атмосфера. Мать вечно ворчит: «Всё плохо, всё не так». Отец чаще молчит или сидит в компьютере. Мне порой кажется, что даже если я домой не приду, то
никто этого не заметит!..
• • •
Что можно сказать детям после этих высказываний? Что учиться необходимо? Так они сами это знают. Что помогать родителям хорошо, а лениться плохо – тоже в курсе.
В подобных ситуациях цель работы психолога не столько в том, чтобы найти правых и виноватых или заставить детей соответствовать ожиданиям взрослых, сколько помочь семье научиться ладить между собой, осознавать и адекватно принимать ресурсы друг друга (например, что ребенок учится как может, а сложности – не лень, а особенности восприятия им разнонаправленного учебного материала). Цель специалиста – помочь создать в доме такую обстановку, чтобы всем в нем было хорошо.
С чего чаще всего начинает психолог работу с семьей? Он выслушивает обе стороны, желательно по отдельности. Затем расставляются акценты: кто чего ждет от встречи и что хотел бы изменить в своей жизни. Психолог не дублирует претензии родителей к ребенку, а помогает увидеть положительный детский потенциал и найти пути его развития, которые для каждого индивидуальны.
Конечно, роль родителей сложно переоценить: они общаются с ребенком ежедневно, и от того, насколько они готовы прислушиваться к рекомендациям психолога, зависит результат. Иногда причиной противоречий в детско-родительских отношениях могут быть переносы взрослых из своего детства обиды на собственных родителей, детские травмы и многое другое.
Бывает, что после личной терапии взрослых отношения в семье меняются и многие проблемы с ребенком уходят как бы сами собой.
Мы не пытаемся обвинить родителей в неправильном отношении к собственным детям. Естественно, они хотят для них хорошего настоящего и счастливого будущего. Но иногда для достижения этих целей используются средства (бойкоты, наказания, в том числе и физические, давление со стороны членов семьи, обидные характеристики и другое), которые не только не приведут к положительному результату, но и, наоборот, еще сильнее усугубят ситуацию.
Сейчас, накануне выпускных проверочных работ, ОГЭ и ЕГЭ проблемы становятся еще более актуальными. Поэтому если противоречия в семье достигли критической точки, то пора обратиться к психологу. Либо к школьному, либо к специалисту, о котором есть положительные отзывы.
Телефон доверия, круглосуточная бесплатная помощь психолога: 8(3955) 56-49-86, 086 (со стационарноготелефона).
Татьяна Бичевина,
медицинский психолог Ангарского филиала Иркутского психоневрологического диспансера