На прошлой неделе в областном центре, в зале заседаний правительства Приангарья, прошло расширенное совещание, посвященное проблемам Ангарского городского округа. Его инициатором выступил депутат ЗС Евгений Сарсенбаев.
Совещание получилось более чем представительным: в нем приняли участие губернатор Игорь Кобзев, председатель правительства Константин Зайцев, члены правительства, профильные министры, руководители различных ведомств. От нашего города присутствовали мэр АГО Сергей Петров и председатель городской Думы Александр Городской. Депутатский корпус Законодательного Собрания представили пять парламентариев: Сергей Бренюк, Иван Крывовязый, Дмитрий Тютрин, Светлана Шевченко и Евгений Сарсенбаев – все они входят в депутатскую группу «Ангарск».
Так как темой прошедшего заседания стали ангарские городские проблемы, то и его повестку, по сути, формировали областные депутаты, представляющие наш город. Как и положено, Евгений Сейтович в надлежащем формате предварительно известил региональную власть о том, что именно он и его коллеги хотели бы обсудить при встрече. Что характерно, представители ангарской муниципальной власти ни одного вопроса к совещанию не представили. По всей видимости, с их точки зрения, никаких проблем у Ангарска и его жителей сегодня нет.
Впрочем, как выяснилось по ходу совещания, и представители региональной власти выслушивали насущные проблемы ангарчан без особого энтузиазма. И их можно понять. Как там у Жванецкого: «Действительно, нас много, а мест мало. Нас много, а штанов мало. Тут один выход, Григорий. Нас должно меньше быть».
А проблем-то действительно накопилось предостаточно, и практически по каждой Евгений Сейтович обращался к руководству местной ангарской и иркутской региональной власти не раз и не два.
Обозначу некоторые из прозвучавших на прошедшем совещании.
1. Экологическая безопасность. На территории складского комплекса (квартал 251) находится аммиачная холодильная установка с запасами свыше 20 тонн аммиака. Эксплуатируемый с 1983 года объект признан опасным производственным объектом (далее – ОПО) в установленном законодательством порядке. В непосредственной близости от него (от 100 м) с 2011 года ведется строительство малоэтажных жилых домов. При вселении жильцов «забыли» предупредить о близости их домов к «аммиачному» ОПО.
Сарсенбаев направил депутатские обращения о нарушениях в сфере градостроительной деятельности, законодательстве о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, промышленной безопасности ОПО в ряд органов исполнительной власти Иркутской области, а также в областную прокуратуру. Получил формальные ответы.
Вместе с тем в публичной плоскости затрагивалась еще одна проблема, имеющая огромное значение для жителей данных домов. Учитывая, что граждане являются собственниками зданий, возведенных в нарушение требований о минимальных расстояниях (санитарных, пожарных) от опасных объектов, данные дома подлежат сносу за счет самих собственников. Интересно: а почему не за счет недобросовестного застройщика и городской администрации, которая дала разрешение на это строительство?
Между тем часть квартир в домах, построенных в 251 квартале, предоставлена детям-сиротам. Оплата по контрактам производилась за счет средств областного и федерального бюджетов. Следовательно, при отрицательном раскладе ущерб будет нанесен не только гражданам-собственникам, но и этим бюджетам.
Однако в коридорах власти и надзорных органов царит страусиный настрой с надеждой на то, что эта тема сама себя исчерпает. Только вот прятать голову в цистерну с аммиаком – дело небезопасное. Не дай бог, случится авария с выбросом…
Кстати, жилые помещения в 251 квартале довольно быстро пришли в практически непригодное для проживания состояние, о чем их владельцы уже письменно сообщили президенту России. Полагаю, В. Путин лично поздравит их с приобретением комфортного, а главное, безопасного жилья…
2. Аварийное жилье. По вине (недоработке) ангарской городской администрации жители аварийных домов микрорайона Шеститысячник (его еще называют «поселок-изгой») не вошли в региональную программу «Переселение граждан, проживающих на территории Иркутской области, из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года, в 2019-2025 годах». И теперь они обязаны прозябать в полуразрушенных домах с зыбкой надеждой, что их, может быть, внесут в следующую программу – после 2025 года. Исправлять эту несправедливость пока никто не спешит.
О том, что проблема аварийных домов Шеститысячника не сдвинулась с мертвой точки, Евгений Сарсенбаев поставил в известность губернатора Игоря Кобзева еще в июне 2022 года. В том же году был организован совместный с администрацией АГО правительственный выезд в Шеститысячник. Походили, посмотрели. Как вариант предложили решить вопрос в рамках комплексного развития территории. То есть решение затягивается на неопределенное время. Потому что, согласно письму администрации АГО, для решения этой проблемы требуется серьезная региональная и федеральная финансовая помощь не только на расселение, но и на снос расселяемых домов. А денег нет.
3. Образование. Эпопея с филиалом Иркутского колледжа экономики, сервиса и туризма в Ангарске (бывшее СГПТУ-37) тянется не один год. Здесь обучались 600 студентов, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, дети-сироты, дети из неполных, многодетных и малообеспеченных семей. Здание филиала требовало срочного капремонта. Руководство обратилось за поддержкой в область. Там решили вопрос кардинально: здание закрыть, а студентов перевести на дистанционное обучение, практические же занятия проводить на базе других учреждений. Однако ряд специальностей преподавали только в закрытом ныне училище. То есть проблема зависла…
23 марта прошлого года на 54-й сессии ЗС был рассмотрен парламентский запрос «О проблемных вопросах в сфере среднего профессионального образования в Иркутской области», адресованный председателю правительства Константину Зайцеву. В нем была затронута, в том числе, и тема многострадального филиала.
В мае 2022 года на 56-й сессии представители Министерства образования уверили областных парламентариев, что филиал в Ангарске будет сохранен. Но вскоре появилась информация, что планируется после капремонта перепрофилировать здание в коррекционную школу. А в ряде СМИ вообще утверждается, что его теперь передадут казакам. Надежды персонала и студентов ангарского колледжа вернуться в родные стены тают с каждым днем…
Кстати, на совещании на вопрос Евгения Сарсенбаева о судьбе филиала Константин Зайцев ответил своим вопросом: «А вы что-то имеете против коррекционной школы?» Что тут ответишь? Это что-то типа того: «Мы закрываем хирургическое отделение, чтобы открыть травматологию. Вы что-то имеете против травматологии?» Ни боже мой! Но хотелось бы и хирургию…
4. Берегоукрепление. Еще в июле 2020 г. в адрес Е.С. Сарсенбаева поступило заявление от членов СНТ «Ясная Поляна» с просьбой помочь в проведении аварийно-восстановительных работ на реке Китой. Обращаясь к депутату с просьбой хоть что-то сделать, чтобы их не топило, садоводы и сами-то не верили в благополучный исход. Действительно, кто будет возводить для какого-то садоводства дорогостоящую дамбу? «Ясную Поляну» уже задумали частично ликвидировать, предварительно расселив нижние улицы (непонятно куда).
Озаботившись бедами садоводов, Евгений Сейтович оперативно довел информацию до сведения врио губернатора Иркутской области Игоря Кобзева. И на этом не остановился.
Поскольку река Китой расположена на территории двух субъектов РФ (протекает через Республику Бурятия и Иркутскую область), она является федеральной собственностью. Поэтому Евгений Сейтович подал соответствующее депутатское обращение в адрес Енисейского БВУ Федерального агентства водных ресурсов и в ряд других инстанций.
(Справка)
Волнолом или волнорез – гидротехническое сооружение на воде, предназначенное для защиты береговой линии от течений, движения льда и наносов.
Каменная наброска – укрепление, устраиваемое сбрасыванием на откос или дно в определенном порядке отдельных крупных массивов разного камня или бетонных блоков.
В конце прошлого года пришел ответ из Москвы.
«О разработке проектно-сметной документации»
Приказ:
– Управлению проектирования до 10.12.2022 г. разработать сметную документацию.
– Утвердить расчет затрат на разработку ПСД «Руслорегуляционные работы на р. Китой в районе СНТ «Ясная Поляна».
Врио директора ФГБУ «Центррегионводхоз» Мильдзихов З.Г.
Но жители упомянутых СНТ могут и не дождаться спасительных решений из столицы. В этом году снега много как никогда. А берега продолжают осыпаться с угрожающей скоростью. Есть мысли о временном берегоукреплении – можно установить что-то типа волнорезов или каменной наброски.
Однако на улице уже практически апрель, бетонные блоки не вытащить из воды и не установить вдоль берега. Поезд ушел?..
• • •
Если подвести предварительный итог прошедшего совещания «на высшем уровне», то его результат, на мой взгляд, оказался довольно печальным: всё ушло в риторику, как вода в песок. Ни одна обозначенная проблема не вылилась в какое-либо конкретное решение с ответственным исполнением. Не учитывало правительство Приангарья обозначенные проблемы и при верстке бюджета на 2023 год. Как говаривал в свое время Дмитрий Анатольевич Медведев: «Денег нет, но вы здесь держитесь».
А между тем губернатор неоднократно посещал наш город, знакомясь в сопровождении Сергея Петрова с его достопримечательностями. Причем ни разу не приглашал на эти поездки областных депутатов, представляющих в ЗС город Ангарск. Хотя Евгений Сейтович неоднократно просил Игоря Ивановича об этом. Тот не раз обещал и ни разу своих обещаний не выполнил.
Последний приезд состоялся 18 марта этого года. Игорь Кобзев побывал в Мегете, Савватеевке, микрорайоне Новый-4. Ради «точечного» наезда главы области даже соорудили новую автобусную остановку (правда, на следующий день убрали). Всё губернатору понравилось. Затем он встретился с благодарным активом города. Но это далеко не те, у кого к главе региона накопились вопросы, не решаемые годами, но стоящие у него «на контроле».
Вполне возможно, если бы губернатор знакомился с Ангарском в сопровождении не только городской администрации, но и областных народных избранников, он по-другому взглянул бы на город, рожденный Победой. Тогда описанное выше совещание проходило бы в совершенно ином ключе. Однако оно прошло так, как прошло…
И, наверное, вовсе не случайно квинтэссенцией прошедшего форума стала жесткая полемика, возникшая при обсуждении темы о размещении по периметру АГО холмов грязного снега, собранного с промплощадок и улиц города. Казалось бы, проблема ясна как день: нельзя сваливать снег, загрязненный отходами нефтепродуктов, противогололедными реагентами, кирпичом, бордюрами, автошинами, обрывками газет и пластиковых упаковок и т.д. практически в черте города. По оценкам активистов, он занимает площадь более 3 га, объем сброшенной снежно-ледяной массы – около 30 тыс. кубометров.
Сарсенбаев не остался в стороне и от этой проблемы. Побывал на местах, убедился, что свалка разрослась до внушительных размеров и превратилась в масштабный «серый полигон». Забил тревогу, обратился в Ангарскую межрайонную и Байкальскую межрегиональную природоохранные прокуратуры. Ответов пока нет.
Обратившись к прокурору г. Ангарска, получил ответ: «Администрацией АГО организовано складирование снежных масс на земельном участке Сушинского Калтуса, расположенного по автомобильной дороге М-53, напротив станции «Суховская» и на территории асфальтового завода, которые не предназначены для размещения сухой снежной свалки. Что является нарушением законодательства об охране окружающей среды, об отходах производства и потребления и оказывает неблагоприятное воздействие на окружающую среду – почву и грунтовые воды. На основании изложенного прокуратурой города 16.02.2023 и 27.02.2023 были внесены представления в адрес администрации АГО, которые находятся на рассмотрении».
Обратился к мэру АГО. Ответ был лаконичен: в бюджете Иркутской области, утвержденном Законодательным Собранием, средства на специализированное складирование убранного снега на 2023 год не предусмотрены.
Вместе с тем на его депутатское обращение от 26.10.2022 о направлении предложений от города для обсуждения при формировании и принятии областного бюджета администрация АГО ответила, что у них предложений нет.
Тем временем снег активно тает. По Малому каналу, который находится совсем рядом, через грунтовые воды грязь и химикаты уйдут в Ангару и, соответственно, в наш ангарский водозабор. На совещании же всё опять свелось к тому, что денег на специализированный полигон ни у города, ни у области нет. Нет денег – нет проблем.
В пылу разгоревшейся дискуссии губернатор Игорь Кобзев даже раздраженно предложил Сарсенбаеву самому заняться решением этих проблем в качестве одного из замов председателя правительства.
И, насколько мне известно, Евгений Сейтович это предложение принял. Вопрос в другом: нужен ли губернатору такой беспокойный и въедливый член правительства, тем более озадаченный далеко не самыми простыми проблемами своих избирателей?
Ответ мы получим уже скоро.
Александр Пашков