Газетная публикация «Обман по-крупному» про ангарчанку Евгению Капустину, на которую мошенники оформили крупный кредит, подав от её имени онлайн-заявку в ВТБ, стала одной из самых резонансных в прошлом году. После выхода этой статьи в конце лета нам позвонили сразу несколько читателей, с которыми произошло аналогичное несчастье. Люди были шокированы нежданно-негаданно свалившимися на них кредитными обязательствами и не знали, как доказать, что они не обращались в банк за займом. А происходило вот что…
Сначала поступал звонок от телефонного оператора с просьбой обновить устаревшую сим-карту. Для этого абонентов просили назвать код, который поступит им в сообщении. На самом деле это звонили мошенники, главной целью которых была переадресация сообщений с телефона жертвы на свой номер. В последующие день-два ничего подозрительного не происходило. Люди успевали забыть о странном звонке. Тем временем аферисты времени зря не теряли: переадресация позволяла им получить доступ к приложению «Госуслуги» с личными данными жертвы. Далее они от её имени сначала запрашивали все необходимые справки (справку 2-НДФЛ для подтверждения дохода и др.), а затем отправляли в банк онлайн-заявку на кредит. К примеру, в случае с Евгенией Капустиной были оформлены два кредита в ВТБ на общую сумму 2 миллиона рублей. Как только деньги поступали на карту, мошенники списывали их несколькими траншами. В это время смс-уведомления о движении средств на счете получали лишь аферисты, а жертва узнавала об этом, только если по какой-нибудь надобности заходила в банковское приложение – Евгения Капустина, например, увидела это, когда проверяла состояние счёта в ожидании поступления отпускных.
Прежде чем рассказать, как завершилась ситуация с героиней публикации «Обман по-крупному», хотим поведать вам другую плохую кредитную историю, которая случилась с иркутянкой Екатериной Буяновой. Женщина только недавно прочла на сайте газеты нашу статью про мошенничество и сразу же позвонила в редакцию.
«Со мной произошло всё то же самое и в те же даты! – сказала она. – Наши истории настолько похожи, что отличаются только фамилиями. Самое ужасное, что от подобного никто не застрахован. У каждого из нас есть банковская карта (а значит, счёт в банке), и все мы пользуемся «Госуслугами». Интернет-мошенникам этого достаточно. Уж я-то про себя всегда думала, что не попадусь на их удочку. И вот – кредит в размере 1 285 000 рублей стал ужасной реальностью!»
Эти истории действительно похожи почти как две капли воды. И схожесть фигурантов является более чем настораживающей: в обоих случаях кредит оформлен онлайн в ВТБ, и обе жертвы являются абонентами Теле-2. Возможно, у преступников были (и есть!) базы этих компаний или сообщники в них. Но доказывать это почему-то приходится самим пострадавшим…
Если Елене Капустиной звонок от «оператора Теле-2» поступил 16 августа 2022 года, то Екатерине Буяновой – на день позже. Формулировка та же: «Ваша сим-карта устарела, для обновления данных назовите поступивший вам в сообщении код». Если когда-нибудь вы по телефону услышите такую же просьбу, отвечайте отказом, прекращая разговор: все вопросы с оператором нужно решать лично в офисе компании после предъявления паспорта. В противном случае оператор сотовой связи никакой ответственности за всё происходящее с вашим телефоном и финансами не несёт. Сами назвали код, сами оформили переадресацию сообщений – сами и пожинайте плоды своих поступков.
«Как сейчас помню, это был воскресный день, я была очень занята личными делами, и на звонок не обратила особого внимания. После продолжала общаться по телефону с родными и знакомыми – ничего не изменилось. Отсутствие смс меня не смутило, никаких важных сообщений я не ждала, – рассказывает Екатерина Буянова. – А 21 августа зашла в свой профиль на портале «Госуслуги», куда должны были прийти результаты ПЦР-теста, и с удивлением обнаружила, что мне прислали справку НДФЛ о доходах. Но я не запрашивала ее! Чуя неладное, сразу зашла в приложение ВТБ. Так и есть! Несколькими часами ранее мне на карту банк зачислил 1 285 000 рублей, которые почти сразу были перенаправлены неизвестным мне людям: 594 000 рублей – некоему Петухову, и 700 000 – Сафроновой. Вместе с кредитными средствами были украдены и мои личные 9000 рублей, которые находились на карте. Буквально за день до этого я сняла со своего вклада ВТБ большую сумму. Если бы промедлила хоть немного, ушли бы и эти деньги! В тот же день – 21 августа – я обратилась с заявлением в банк и в отделение полиции. Однако доказать, что я не обращалась за кредитом ни по телефону, ни онлайн, ни лично, оказалось очень непросто. На мое заявление ВТБ не давал ответа почти три недели – сотрудники финансовой организации вообще заняли очень странную выжидательную позицию. А ведь, по сути, банк является главным потерпевшим – это его деньги похитили аферисты! И в банке знают номера счетов и личные данные тех, кому ушли эти средства. Но в итоге текущие платежи по погашению кредита (33 тысячи рублей в месяц) начали требовать с меня, несмотря на возбуждение уголовного дела. К слову сказать, велось оно не слишком активно. На каком-то этапе даже приостанавливалось вовсе. Кому я только не писала по этому поводу – от Центробанка до прокуратуры! В итоге ответ один: «Вы можете в судебном порядке требовать признания кредитного договора недействительным». Иск в суд уже подан, мои интересы будет защищать опытный адвокат, первые заседания назначены на вторую половину апреля».
Женщина не только намерена добиваться в суде признания кредитного договора недействительным, но и планирует предъявить иск о возмещении морального вреда из-за циничного, как она считает, отношения банковских сотрудников к ней и этой ситуации.
«Поначалу всё случившееся было для меня шоком: я не понимала, как вообще кто-то от моего имени может оформить кредит на такую большую сумму! – говорит Екатерина Буянова. – Придите в отделение банка снять свою личную тысячу со вклада без паспорта – да там с вами даже разговаривать не будут! А тут больше миллиона просят онлайн, через несколько минут уже одобряют заявку и сразу же перечисляют деньги. И всё – ты уже должен им по полной! Получается, у клиента нет никакой защиты на случай мошеннических действий. И ведь банки знают и понимают, в какую ловушку загоняют людей эти онлайн-заявки, но активно практикуют эту «подножку». Как только будет возможность, обязательно подам заявление (и всем советую!) на запрет оформления кредита без моего личного участия».
...Ну а история с онлайн-кредитом Евгении Капустиной закончилась хэппи-эндом: внимательно изучив кредитный договор, который она не подписывала, женщина нашла в нем юридические нестыковки и нарушения. Банк был вынужден признать ее правоту и в досудебном порядке принял решение о снятии с клиентки кредитных обязательств. Теперь в деле о незаконном присвоении двух миллионов рублей ВТБ фигурирует как потерпевшая сторона. Это можно считать оправданным риском при одобрении онлайн-заявок на крупные кредитные суммы.