11 апреля состоялось заседание выездной комиссии по жилищно-коммунальному хозяйству, транспорту, предпринимательству и сельскому хозяйству Думы АГО: депутаты обсудили вопрос повышения цен на проезд в автобусах.
Как известно, в марте стоимость поездки поднялась с 35 до 40 рублей, что вызвало общественное недовольство. Многие читатели звонили и в нашу газету. А уж что творилось в Интернете под постами с этой новостью! Пока ангарчане бурно обсуждали подорожание проезда, в администрации хранили молчание. Потому что знали: в Ангарском округе частные транспортные компании осуществляют пассажирские перевозки по нерегулируемому тарифу. К тому же перевозчики объяснили повышение стоимости проезда резким ростом отраслевой инфляции: по их словам это было необходимо для сохранения экономической гарантии регулярных перевозок пассажиров.
На прошедшем заседании ангарские депутаты на протяжении трёх часов разбирались с формированием себестоимости перевозки пассажиров, которая рассчитывается по единой формуле, утверждённой на федеральном уровне. Так что хотим подтвердить: мартовское повышение законно. Правда, финансовая нагрузка на пассажирский карман от этого не снижается.
Есть ли выход? Депутаты Андрей Болгов и Юлия Белоусова внесли предложение по внедрению транспортной карты «Ангарчанин», расчёт по которой был бы единым на любом виде общественного транспорта, а цена поездки – 25 рублей.
«Считаю эту идею жизнеспособной, тем более что механизм такой уже существует – в городе успешно функционирует транспортная карта школьника, при помощи которой власть может влиять на цену проезда. В данном случае для учащихся школ она составляет 20 рублей, – говорит Андрей Болгов. – Есть положительный опыт и в других городах. Те, кто бывает в столице, знают, как удобна в применении карта «Тройка», действующая не только в метро, но и на наземных видах транспорта, которая уменьшает для пассажира стоимость проезда при комбинированных поездках. То есть чисто технически организовать это возможно. Главный вопрос – финансовый. Понятно, что требуется бюджетная поддержка».
Какова цена инициативы? По результатам заседания депутаты направили в адрес комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации АГО предложение рассчитать возможные затраты муниципального бюджета в случае индексации стоимости проезда на всех видах общественного транспорта по карте «Ангарчанин». На самом деле произвести такой расчёт вовсе не сложно, поскольку на автобусных предприятиях города давно уже введена система электронного учёта с разделением пассажиропотока на льготников и оплачивающих проезд на общих основаниях за наличный расчёт.
В настоящее время бюджет несёт на себе бремя содержания единственного муниципального транспортного предприятия «Ангарский трамвай», выделяя ежегодно на нужды трамвайщиков около 120 миллионов рублей. Это и позволяет удерживать стоимость проезда на уровне 25 рублей при себестоимости поездки почти в 100 рублей.
В городе может быть установлена единая социально справедливая цена проезда на общественном транспорте – уверены инициаторы предложения. Причём она должна быть доступна только жителям Ангарска (карта «Ангарчанин» оформлялась бы на основании регистрации в АГО), а гости города ездили бы по коммерческой, установленной перевозчиком цене. Союз автоперевозчиков Ангарска занял выжидательную позицию и пока никак не комментирует это предложение депутатов. Ну а что думают по этому поводу в комитете ЖКХ, станет понятно при формировании бюджета на следующий год или при внесении поправок в нынешний.