«Сядь нормально, не вертись! Вот придём домой – всыплю тебе за всё!» – молодая женщина громко отчитывала сына-непоседу в автобусе. Пассажирам было от этого некомфортно, но сделать замечание раздражённой маме никто не осмеливался.
Крик на ребёнка является одним из проявлений психологического насилия над ним. Существует немало других вариантов общения, чтобы дети услышали, но взрослые чаще предпочитают повышать голос, уверенные в том, что это более действенно. Со временем подобное поведение, к сожалению, приводит к тому, что дети, кроме крика, уже ничего не воспринимают.
Сегодня мы обсудили эту важную проблему в беседе с руководителем муниципальной службы психологического консультирования при управлении образования Ангарского городского округа Оксаной Стивриной.
– Оксана Александровна, над тем, что крик – это психологическое насилие, большинство взрослых даже не задумывается. Чаще всего, говоря о насилии, имеют в виду избиение ребёнка или сексуальное надругательство над ним. Как психологическое насилие может проявляться в семье по отношению к детям?
– Психологическим насилием называют воздействие на мыслительные процессы, поведение и психическое состояние личности без её согласия, с применением средств межличностных коммуникаций. К распространённым средствам психологического насилия относят угрозу, оскорбления и психические домогательства.
Особенностью семейного психологического насилия является его двойственность. Например, использование оскорбительных кличек по отношению к ребёнку или бойкот, который в случае непослушания взрослые объявляют детям, не разговаривая с ними продолжительное время, по сути, являются психологическим насилием, прикрытым благими намерениями. Зачастую насилие «прячется» от понимания и осознания в семье: родитель убеждён, что таким образом он воспитывает сына или дочь, но на самом деле оказывает сильнейшее психологическое давление.
– Приведите, пожалуйста, несколько конкретных примеров.
– Нашей службе около десяти лет, и тема психологического насилия периодически всплывает в работе с родителями. Например, мальчику в течение года обещали в подарок ко дню рождения велосипед, но в итоге не подарили, объяснив, что он наказан за «тройку» в четверти. Уточняем у родителей: договаривались ли они с сыном об этом раньше? Оказывается, дополнительные условия не оговаривались. Естественно, мальчик обижен, разочарован и чувствует себя обманутым. В результате он не хочет больше верить маме и папе и не желает выполнять их требования, касающиеся учёбы, помощи по дому и так далее.
Или другой случай. У девочки-подростка есть семейные обязанности: она должна ежедневно выгуливать собаку и мыть посуду за всеми. Девочке это делать не нравится, и она просит организовать дежурство. Но родители считают, что за всеми должны быть закреплены одни и те же действия. Причём какие именно – выбирают взрослые. Которые, к слову сказать, посуду мыть тоже «терпеть не могут».
Следующий пример. На приёме у психолога школьница. Она плачет. Говорит, что хорошо учится, занимается в изостудии, что каждый день ей нужно выполнять много домашних заданий, однако взрослые считают, что их работа – это настоящая работа, а то, чем занят ребёнок, расценивают как нечто, не требующее больших усилий.
Другой девочке дали задание мыть пол в наказание за то, что она получила плохую отметку, а после мама написала ей сообщение: «Только полы ты и умеешь мыть на отлично! Конечно, зачем тебе учиться? Вырастешь – будешь уборщицей!» Комментарий девочке не понравился, и тогда мама ответила: «Что – уже и пошутить нельзя?»
Вот такие, казалось бы, обыденные ситуации как раз и являются проявлениями психологического насилия.
– Оксана Александровна, давайте скажем несколько слов по поводу подшучиваний: насколько они могут быть приемлемы по отношению к детям?
– Подшучивание над человеком – это нарушение его границ. В них всегда есть доля агрессии. Если родители подшучивают над ребёнком, то он может испытывать растерянность, обиду и другие негативные переживания. Он теряется: то ли обижаться, то ли не обращать внимания, то ли смеяться, хотя совсем не смешно? Постепенно дети сами обучаются подобному поведению, диалоги превращаются в перепалку по типу «кто кого?», и нормального контакта не получается.
Подтрунивания, ирония, сарказм в некоторых семьях являются механизмом, регулирующим напряжение между членами семьи. Ребёнок может использовать данный тип общения и в школе, активно подшучивая над сверстниками, причём нельзя спрогнозировать, как это может отразиться на его статусе в среде сверстников. Очень печально, когда взрослые демонстрируют свою власть над детьми, не думая о последствиях такого поведения.
– Как по состоянию ребёнка можно понять, что он подвергается психологическому насилию?
– Проявления у детей могут быть самыми разными: от активного негодования на весь мир до тихой покорности, от принятия до проекции проявленной агрессии на окружающих. Агрессия может направляться и на себя (аутоагрессия), выражаясь в навязчивых движениях, самоповреждениях и др. Иногда дети становятся очень удобными для окружающих, но со временем у них срабатывает психосоматика: постоянное напряжение переходит в болезнь.
Ещё несколько проявлений – это нарушения сна (сокращение и увеличение продолжительности, прерывистость, однотипные кошмарные сновидения и др.), подавленность, склонность к уединению, недоверие к взрослым, утрата доверия к миру в целом, неверие в искренность оказываемой ему поддержки. Следствием может стать и неумение внутренне почувствовать успех – дети начинают считать себя не заслуживающими его.
– Как определить, что с ребёнком что-то не так?
– Мы можем понять это, если детские страдания ярко выражаются или, наоборот, маскируются под различными сложными защитами. В любом случае ребёнок, переживающий психологическое насилие, будет транслировать свое неблагополучие, и тогда окружающие его дети и взрослые обратят на это внимание. Возможно, через ощущение собственной несостоятельности рядом с таким ребёнком: «Не могу найти с ним общего языка». Иногда возникает желание вообще избежать общения: оно плохо переносится, появляется тревога, раздражение и другие сложные чувства. Эти чувства борются с желанием помочь.
– Каковы ваши рекомендации взрослым?
– Понятно, что нет в мире идеального воспитания, но стремление к тому, чтобы детям в семье было хорошо, должно быть естественной потребностью каждого, кому посчастливилось стать родителем.
Уже сегодня обратите внимание на то, как вы делаете замечания своему ребёнку, начиная с самого маленького его возраста: вдохновляете, сочувствуете, утешаете, поддерживаете или угрожаете, игнорируете, напрягаете?
Не бойтесь пересматривать свои фразы, обращённые к детям! Вместо «Не нуди, не реви, а то отдам тебя тёте!» говорите: «Да, сложно ждать, потерпи немного, и скоро мы пойдём домой». Хочется надеяться, что каждый родитель, взаимодействуя со своими детьми, будет опираться на адекватные и лучшие в себе качества.
Детство проходит быстро, но последствия отношений человека с родителями в этот сравнительно короткий промежуток времени остаются с ним навсегда…
Телефон доверия, круглосуточная бесплатная помощь психолога: 8(3955) 56-49-86, со стационарного телефона – 086.
Татьяна Бичевина,
медицинский психолог Ангарского филиала Иркутского психоневрологического диспансера