Здравствуйте, дорогие ангарчане.
Предлагаю вашему вниманию очередной отчёт о работе Законодательного Собрания Иркутской области. На прошлой неделе, 19 апреля, состоялась 66-я сессия областного парламента.
В повестку было включено 50 вопросов, многие из которых были посвящены индексации социальных выплат с учётом роста потребительских цен за предыдущий год, а не на прогнозируемый уровень инфляции.
В частности, в окончательном чтении был принят закон «О порядке индексации социальных выплат в Иркутской области», который упорядочивает такой перерасчёт. Теперь региональные социальные выплаты будут индексироваться ежегодно, начиная с 1 апреля текущего года. Под вновь принятый закон подпадают 28 действующих законодательных актов, охватывающих 57 мер соцподдержки, но не все они предусматривали инфляционную корректировку выплат. Принятый закон вводит единый порядок индексации с учётом роста потребительских цен за предыдущий год.
Затем были внесены изменения (тоже необходимые для единого порядка индексации социальных выплат) ещё в несколько областных законов, которые, в свою очередь, регулируют около 40 различных видов соцподдержки. Корректировке по новой схеме подлежат пособия, которые получают дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, выпускники специальных учебно-воспитательных учреждений, а также дети, которые потеряли в период обучения обоих или единственного родителя. Кроме того, индексация коснётся выплат для студентов-педагогов, которых планируют привлекать для работы в государственных и муниципальных образовательных организациях Приангарья. Также новую схему расчётов теперь будут применять при определении размера компенсации за оплату жилых помещений, отопления и освещения для отдельных категорий работников образования.
Аналогичные изменения вносятся и в ряд статей закона «О физической культуре и спорте в Иркутской области», устанавливающего право на социальные выплаты для неработающих пенсионеров, имеющих высокие спортивные звания и титулы («Заслуженный мастер спорта России (СССР)», «Заслуженный тренер России (СССР)», чемпион или призёр Олимпийских игр, Паралимпийских игр и т. д.).
Также в окончательном чтении мы приняли закон о запрете продажи несовершеннолетним напитков, содержащих кофеин или другие тонизирующие компоненты в избыточном количестве. В рамках второго чтения был определен круг предпринимателей, на которых будет распространяться действие закона, и уточнили понятие безалкогольных тонизирующих напитков.
И следом мы рассмотрели в первом чтении сопутствующий законопроект об административной ответственности за продажу безалкогольных тонизирующих напитков. Этот документ предусматривает введение штрафов:
– для граждан – в размере от 2 до 3 тысяч рублей;
– для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей – от 10 до 15 тысяч рублей;
– для юридических лиц – от 30 до 50 тысяч рублей.
В первом чтении был принят и проект закона «О перечне документов, подтверждающих соответствие земельного участка, на котором расположен гараж, условиям предоставления его гражданину в собственность бесплатно, на территории Иркутской области».
«Гаражная амнистия» касается гаражей, построенных до 31 декабря 2004 года. Перечень документов, необходимых для оформления в собственность земли под гаражом, определен федеральным законодательством. Субъектам РФ предоставлено право его расширить. В Иркутской области перечень документов сформирован с учётом предложений муниципальных образований, регионального управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, а также опыта других субъектов РФ.
Так, основными документами, подтверждающими право гражданина на бесплатную землю, являются членская книжка или справка кооператива, содержащие сведения о годе постройки гаража и о вносимых членских взносах и платежах. Своим правом на оформление земли в собственность владелец капитального строения может воспользоваться до 1 сентября 2026 года.
Был на сессии также рассмотрен вопрос о создании государственного регионального телеканала для освещения деятельности исполнительной и законодательной власти Приангарья. Основные векторы его политики призван определять редакционный совет, в который на паритетных условиях войдут представители областного парламента, правительства региона и редакции. Кандидатуру главного редактора будет предлагать правительство, а согласовывать – ЗС. Учредителем телеканала будет выступать областной медиацентр «Приангарье», выпускающий газету «Областная».
В итоге закон «О государственном региональном аудиовизуальном средстве массовой информации» был принят в первом, а затем – во втором, окончательном чтении.
Активное обсуждение вызвал доклад уполномоченного по правам человека в Иркутской области Светланы Семёновой за 2022 год. В отчёте омбудсмена была представлена итоговая информация о выявлении наиболее значимых проблем соблюдения прав и свобод человека на территории Приангарья в прошлом году. А также предложены конкретные действия по их защите и восстановлению.
Следует отметить, что в прошлом году исполнилось 15 лет с момента создания института уполномоченного по правам человека в Иркутской области. За этот период было рассмотрено более 25 тысяч обращений граждан, из них более тысячи – коллективные. В 2022 году в рамках рассмотрения жалоб и обращений было проведено 87 документарных проверок, подготовлено 47 процессуальных документов, направлено 20 заключений, принято участие в судебных процессах в рамках рассмотрения семи гражданских и уголовных дел.
Более половины обращений связаны с нарушением прав лиц, которые находятся в пенитенциарной (уголовно-исполнительной) системе, затем идут обращения в сфере жилищных и имущественных прав, социального обеспечения и обслуживания, большой поток обращений – в сфере медицинского обслуживания, лекарственного обеспечения, помощи узких специалистов, а также в сфере образования и уголовного судопроизводства.
В докладе также были отражены вопросы, связанные с защитой прав военнослужащих, мобилизацией, защитой прав матерей военнослужащих, поддержкой семей мобилизованных. А также вопросы развития и создания специальных условий для людей, содержащихся в спецучрежениях.
Лично у меня наибольшую тревогу вызвали приведённые Светланой Николаевной данные по демографической ситуации в регионе.
Приведу лишь некоторые:
– Численность населения Иркутской области постоянно снижается и в 2022 году составила 2 357 134 человека. За период с 2005 года по 2022 год она снизилось на 166 946 человек (на 7%).
Основной причиной убыли населения на протяжении многих лет являлось повышение смертности (в 2019 году умерло 31 559 человек, в 2020 году – 35 576 человек, в 2021 году – 41 889 человек).
– Определённый процент убыли населения также связан со значительным падением уровня рождаемости. В 2022 году (по состоянию на 1 декабря 2022 года) в Иркутской области родилось 22 546 человек (для сравнения: в 2021 году – 26 180 человек, в 2020 году – 27 137 человек, в 2019 году – 28 319 человек)
– С 2005 года в Иркутской области постоянно наблюдался рост средней продолжительности жизни. Максимальная продолжительность жизни населения была зафиксирована в 2019 году и составила 69,55 года (63,8 года у мужчин и 75,14 года у женщин). А затем началось устойчивое снижение. С 2019 по 2021 год средняя продолжительность жизни в регионе упала с 69,55 до 66,8 года (у мужчин – с 63,8 до 61,9, а у женщин – с 75,14 до 71,69). При этом следует отметить, что у женщин она падает более быстрыми темпами, чем у мужчин.
Естественно, я не мог не поделиться своей обеспокоенностью с коллегами. Мы откровенно скатываемся в демографическую яму. За прошлый год (по сравнению с 2021 г.) количество молодых людей (от 18 до 30 лет) в регионе сократилось на 80 тыс. человек, что по численности сопоставимо с населением среднего города типа Усолья!
Мы на сессиях бьёмся за каждый рубль, стараемся снизить социальное напряжение для как можно большего количества наших земляков, целыми пакетами утверждаем соцвыплаты, а население попросту вымирает! Наши мужчины (в среднем) уже не доживают до новых возрастных параметров, определённых пенсионной реформой. Так, может быть, есть необходимость более пристально на неё взглянуть? Как и на разработанную стратегию развития Иркутской области и многочисленные региональные и федеральные госпрограммы: все ли они достаточно эффективны и всё ли в них предусмотрено для улучшения качества жизни трудового народа?
Я предложил обратиться к нашим депутатам Госдумы и сенаторам Совета Федерации, чтобы на федеральном уровне проработать новые механизмы решения этой кричащей проблемы. Надеюсь, губернатор Приангарья И.И. Кобзев не оставит без внимания эту тему 12 мая в своем послании Законодательному собранию.
И в завершение. Сразу во всех чтениях мы приняли законопроект «О внесении дополнений в статью 38
Закона Иркутской области «О выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области», инициатором которого выступил я. В подготовке проекта ко мне присоединился ряд моих коллег, за что я им искренне благодарен. Закон предусматривает осуществление сбора подписей избирателей с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (федеральная информационная система). Данные изменения дают дополнительную гарантию, обеспечивающую сбор необходимого для регистрации в качестве кандидата количества подписей и ограждают этот процесс от конъюнктурного вмешательства. Кроме того, стоит заметить, что, по заявлению главы ЦИК Э.А. Памфиловой, дистанционное электронное голосование на выборах Президента РФ в 2024 году пройдёт только в тех регионах страны, где оно уже было опробовано.
Также я стал соавтором ещё двух законопроектов, принятых в первом чтении:
– о внесении изменений в статью 7 Закона Иркутской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий работников государственных учреждений Иркутской области»;
– о внесении изменений в Закон Иркутской области «О мерах социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников, проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) и работающих в муниципальных организациях здравоохранения, а также муниципальных образовательных организациях».
Данные законопроекты направлены на улучшение условий проживания медицинских и фармацевтических работников госучреждений, а также медицинских и фармацевтических работников, проживающих в сельской местности и работающих в муниципальных организациях.
В настоящий момент данные категории граждан получают денежную компенсацию расходов в размере фактических расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Значительная часть расходов заключается в оплате твёрдого топлива и питьевой воды. При этом на сельских территориях практически отсутствуют специализированные организации, способные выдать необходимые отчётные документы для получения данной компенсации.
Проекты закона позволяют по выбору граждан получить денежную компенсацию указанных расходов в размере фактических расходов либо в твёрдой денежной сумме, что значительно упростит процессы и обеспечит фактическое получение денежных средств населением.
Напоминаю, что приём избирателей я осуществляю каждый второй четверг месяца по адресу: ул. Мира, 34, кабинеты 206, 207, с 14.00 до 18.00. Предварительная запись по телефону: 8-904-1-111-140. Ближайший приём состоится 11 мая 2023 года.
Евгений Сарсенбаев,
депутат Законодательного Собрания Иркутской области