Большие мозаичные панно, украшающие торцевые стены домов в 178, 182, 188 кварталах, не зря называют «визитной карточкой» квартала. По ним на любых фотографиях можно узнать этот район Ангарска. Картины из мозаики и металлическое панно «Курчатов» являются уникальной картинной галереей под открытым небом, созданной талантливыми земляками в конце 60-х годов прошлого века по поручению первого руководителя АЭХК Виктора Новокшенова.
Изначально перед группой молодых оформителей комбината стояла задача расписать торцы пятиэтажек маслом или гуашью. Но взявшиеся за работу Николай Терехов, Николай Горохов и Константин Воеводин убедили Виктора Фёдоровича в непрактичности этого предложения – краска быстро бы выгорела и осыпалась с фасадов. А идею с плиточной мозаикой Николаю Горохову во время его визита в Москву подарила известный советский художник-монументалист Клавдия Тутеволь. И работа закипела!
Вот как об этом вспоминал скульптор Анатолий Осауленко, который не принимал непосредственного участия в создании мозаик, но работал с оформителями в одной мастерской на АЭХК. «Работали художники скоро, с энтузиазмом, смело. Часто фрагменты большой мозаики собирались прямо под открытым небом. Нужного цвета плитка выкладывалась на готовый рисунок и заливалась с обратной стороны раствором бетона. Внутрь каждого метрового квадрата была вмонтирована арматура, благодаря которой мозаика и крепилась к панели жилого дома», – рассказывал нам Анатолий Кузьмич.
Работа над созданием мозаики была весьма трудоёмкой. Сначала будущие панно рисовали на бумаге, потом приступали к выкладке на стене. Например, на создание панно «Декабристы в Сибири» ушло около 35 тысяч кусочков керамики: мозаика состоит из 40 плит, в каждой из которых по 650-750 осколков. А чтобы «раскрасить» лицо Ленина на мозаике «Пролетариат», потребовались керамические элементы десяти цветов и оттенков.
Принято считать, что картины собраны из керамических плиток. Но присмотритесь – чего там только нет! Так как материала не хватало, в ход шёл не только лом с Ангарского керамического завода, но и кирпич, стекло, галька. В искусных руках мастеров заговорили даже камни, которые энтузиасты собрали на побережье Байкала.
Первые две работы – панно «Во имя человека» (182 квартал, дом 8) и панно «Для блага человека» (188 квартал, дом 6) – появились в 1969 году. За шесть лет кропотливой работы ангарские умельцы создали 16 мозаичных картин различной тематики. «Перу» Константина Воеводина принадлежат такие работы, как «Из жизни декабристов», «Космос», «Солдат Второй мировой». Николай Терехов является автором панно, посвящённых романтике социализма и Ленину. Николай Горохов подарил городу настоящий «настенный» шедевр – мозаичное полотно «Встреча Сергея Волконского с женой Марией». Ну а прототипом стремительной, летящей Марсельезы стала супруга Николая Горохова.
«Мы, работавшие в оформительской группе АЭХК, хорошо знали жену Николая Лиду, – рассказывает Анатолий Кузьмич. – Она всю жизнь трудилась педагогом в школе: красивая, высокая, под стать своему мужу, настоящая Марсельеза. Сходство между ней и женщиной на панно трудно было не заметить! Создавая панно революционной тематики, Горохов увековечил образ любимой жены».
Конечно, оформители с самого начала понимали, что картины должны быть не только содержательными и красочными, но и долговечными. А потому элементы мозаики «впечатывали» в бетон не близко друг к другу, а на некотором расстоянии, оставляя швы. Но время не победить! Годы, непогода и землетрясения взяли своё – лет пять назад мозаичные картины начали разрушаться. Из панно выпадают отдельные плитки и целые фрагменты. Хуже всех выглядит мозаичная картина со стихотворением Александра Пушкина «Послание в Сибирь», которая находится на торце дома №1 в 178 квартале. Вместо некоторых слов в поэтических строках зияет бетон. «Ангарская Марсельеза» тоже утратила часть мозаичных элементов. Вдобавок ко всему кто-то поджёг табличку-надпись на картине Терехова «Ленин». И со временем, судя по тому, как легко отходят плитки от стены в некоторых местах, ситуация будет стремительно ухудшаться.
На плачевное состояние мозаичных панно обратили внимание не только местные жители – сюжет об этом недавно был показан на областном телевидении. Надеемся, что у муниципальной власти (специалистов комитета по ЖКХ и управления архитектуры) есть план по спасению уникальных настенных картин. Только приступать к делу нужно не «с высоты» капитальных ремонтов МКД. Эти панно не просто элементы градостроительного декора – часть из них можно без преувеличения отнести к художественным монументальным работам. Стало быть, и подход к их реставрации должен быть соответствующим. В этом отношении даже вечно сложный финансовый вопрос кажется далеко не первостепенным.
По нашей информации, за всё время только одно панно было обновлено по инициативе неравнодушных активистов – это «Воин-Победитель» в 188 квартале. Всем остальным придётся, так же как декабристам, о которых писал поэт, «во глубине сибирских руд» хранить «гордое терпенье».