26 мая, накануне Дня города, в Мегете произошло событие, которое в корне изменило жизнь посёлка – был закрыт автомобильный переезд через железную дорогу. И пока горожане праздновали 72-летие Ангарска, их соседи решали непростую задачу: как теперь добираться из одной части Мегета в другую? Этот вопрос и сейчас остается нерешённым, хотя им занимаются не только муниципальные, но и областные власти. Что же послужило причиной закрытия переезда? И какие события этому предшествовали?
Предыстория нынешней ситуации такова. Путепровод был признан аварийным ещё в 2017 году. Чтобы не оставлять жителей посёлка без транспортного сообщения через железнодорожные пути, здесь установили металлическую конструкцию – эдакий мост над мостом, который был не слишком удобным для съезда машин, но функции свои выполнял. Понятно, что конструкция эта считалась временной и что к ней у надзорных органов были претензии. Вот что писала по этому поводу Восточно-Сибирская транспортная прокуратура: «Низкий уровень его эксплуатационной надёжности представляет угрозу для безопасности движения железнодорожного транспорта, жизни и здоровья пользователей пешеходного моста».
В связи с этим ещё летом прошлого года в Ангарский городской суд прокурором направлено исковое заявление в интересах неопределённого круга лиц о понуждении администрации Ангарского городского округа к проведению капитального ремонта автомобильного путепровода через железнодорожные пути. Более того – имеется решение Ангарского городского суда, обязывающее муниципалитет провести капитальный ремонт путепровода в шестимесячный срок. Отведённое судом время истекло в марте. Ремонт проведён не был.
Это произошло, согласно разъяснениям администрации АГО, по следующим причинам: по нацпроекту «Безопасные качественные дороги» Ангарский округ получил средства на выполнение работ – при софинансировании из местного бюджета сумма составила 264,3 миллиона рублей, но в начале текущего года изменилась стоимость технологических «окон» на РЖД, и на эти расходы дополнительно потребуется 33,4 миллиона рублей. С 2022 года аукционы на эти работы объявлялись семь (!) раз, но в связи с отсутствием заявок они признаны несостоявшимися.
И вот в мае железнодорожники заявили о планируемом сносе временной конструкции и перехода. 31 мая на встрече с жителями Мегета мэр АГО Сергей Петров так описал ситуацию: «Железнодорожники нам предъявили акт о возможном разрушении моста. В ближайшее время его демонтируют, поскольку даже без нагрузки он представляет опасность. Подрядчик на реконструкцию будет определён региональным Министерством закупок. Срок реконструкции – 1,5 года. Средства на ремонт предусмотрены. В настоящее время мы сооружаем объездной путь. Сегодня он ещё требует доработки, дорога будет проезжаемой».
Глава округа отметил, что проект капитального ремонта не предусматривал закрытия движения, «конструкция повела себя таким образом, что экспертиза показала невозможность её дальнейшей эксплуатации».
Видимо, решение о закрытии путепровода действительно было неожиданным. Иначе не объяснить, почему объездные пути не были подготовлены заранее. И вот как раз к ним у мегетчан больше всего претензий. Особенно после того, как 1 июня руководство РЖД приняло решение о закрытии аварийного моста вблизи Вересовки – этот путь изначально рассматривался как объездной для жителей Мегета, Зуя, Ударника. Обстановка ещё сильнее накалилась после комментария министра транспорта Иркутской области Максима Лобанова, который указал, что в Мегете сохраняется пешая доступность между двумя частями посёлка. Что имел в виду министр – расскажем позже, а пока приведём отрывки из комментариев, которыми мегетчане за прошлую неделю заполнили официальные аккаунты в соцсетях всех причастных к проблеме чиновников:
«Мы живем в Зуе, в Иркутск ездим сейчас через Ангарск, по старому тракту, уже все машины убили.
К бабушке ребёнка завезти на другую сторону Мегета раньше на машине можно было за пять минут, а теперь – это целый квест. Допустим, доезжаем до закрытого путепровода, оставляем машину, проходим через него пешком и отправляемся с ребёнком на другой конец посёлка. Потом – назад, а дальше выбирай – как ехать на работу: либо делать крюк через Ангарск, либо ехать по убитой гравийке. И такие задачи, которые раньше казались мелочью: что-то купить в магазине на другой стороне, посылку забрать на почте и так далее, – теперь стали настоящей проблемой».
«Сегодня проехала по дороге, которую нам предложили в Иркутске, – это старый московский тракт. На той неделе её вроде подготовили, но после первого же сильного дождя, который прошёл в выходные, её развезло так, что проехать можно не на каждом автомобиле – будто по вспаханному полю едешь. Слов просто нет, как охарактеризовать этот объезд».
...Теперь про заявленную министром пешую доступность. По всей видимости, имелись в виду два пути.
Первый – это тот самый путепровод, который закрыт для автомобилей, но пока открыт для пешеходов. Хорошо, если нужный вам пункт назначения находится рядом с обеих сторон. А если далеко? Мегет не деревня, а большой населённый пункт с обширным частным сектором. Для примера можно представить такую ситуацию: если Ангарск разделить для автомобильного движения по Ангарскому проспекту, закрыв все объездные пути, то пешеходу из этой точки города достаточно сложно будет добраться как до железнодорожного вокзала, так и до находящегося в противоположной стороне магазина «Магистральный». А в холод, дождь, жару, любую непогоду такая пешая доступность и вовсе выглядит, мягко говоря, сомнительной.
Второй путь, указанный Лобановым, – это надземный переход в районе железнодорожной станции. К неудобствам предыдущего варианта добавляется большое количество металлических ступеней, которые трудно или попросту невозможно преодолеть пожилым людям, инвалидам, беременным женщинам и женщинам с детскими колясками.
После демонтажа путепровода данная ситуация ожидаемо приведёт к массовым переходам пешеходов через железнодорожные рельсы в несанкционированных местах. И вот такую пешую доступность безопасной, надеемся, даже Максим Лобанов не назовёт…
После внезапного закрытия путепровода вопрос о строительстве нового переезда теперь стоит на особом контроле не только у муниципалитета, но и у губернатора. Игорь Кобзев, к слову, знал об этой ситуации давно и даже в марте этого года выезжал на место для осмотра аварийного объекта. Если предположить, что исполнитель, минуя сложности проводимых аукционов, будет определён и работы начнутся в ближайшее время, то удобное автомобильное сообщение появится здесь не раньше чем через два года. А как жить всё это время мегетчанам, разделённым, словно неприступной Великой Китайской стеной, железной дорогой?
31 мая на встрече с общественностью Мегета представители управления образования заверили, что к началу учебного года будут разработаны маршруты школьных автобусов для доставки детей на учёбу. Активно обсуждался вопрос организации автобусного маршрута, который соединит две части посёлка. Мэр поручил специалистам заключить договор с перевозчиком и совместно с местными жителями составить расписание его движения. Машины «скорой помощи» и добровольной пожарной команды смогут проезжать в обе части посёлка по объездному пути (в 2024 году старый московский тракт ожидает капитальный ремонт, а на днях дорожники выровняли травмвайное полотно). Также к тушению пожаров будет привлекаться 3-й пожарный спасательный отряд города Ангарска. Для заправки специализированных автомобилей в районе улицы Долгожданной будет оборудован подземный пожарный водоём: к работам уже приступили, до 19 июня планируется всё смонтировать.