Ещё недавно в действующей редакции Правил дорожного движения не было разницы между пешеходами и самокатами, что создавало немалые проблемы. С 1 марта 2023 года в силу вступили изменения, внесённые в законодательства, касающиеся электросамокатов и не только. Изменения также коснулись гироскутеров, сигвеев, моноколёс – все эти средства теперь объединены под аббревиатурой СИМ (средства индивидуальной мобильности). Деталями нововведений с нами поделилась инспектор отдела пропаганды ГИБДД Екатерина Семенюк.
Новые правила гласят, что теперь средствами индивидуальной мобильности являются транспортные средства, имеющие одно или несколько колёс (роликов), предназначенные для индивидуального передвижения человека посредством использования одного или более двигателя.
Зачастую лица, управляющие средствами индивидуальной мобильности, пренебрегают правилами дорожного движения, подвергая опасности не только себя, но и жизнь и здоровье окружающих. По словам Екатерины Семенюк, наиболее распространённым является нарушение, когда водители данных транспортных средств пересекают пешеходный переход не спешиваясь – при этом они не задумываются, успеет ли водитель автомобиля остановиться перед пешеходным переходом.
До введения изменений те, кто управлял данными средствами передвижения, считались пешеходами. Соответственно, и санкции к ним применялись такие же, как к пешим участникам движения. Теперь же водители электросамокатов могут попасть под административную ответственность, так как участвуют в дорожном движении и вполне могут спровоцировать своим поведением на проезжей части аварийные ситуации.
Детям до 7 лет проезд на электросамокатах разрешается исключительно в сопровождении взрослых и только по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам. Детям от 7 до 14 лет можно передвигаться по зонам, выделенным для велосипедистов. Присутствие взрослых в данном случае необязательно. С 14 лет можно ездить на СИМ по правому краю проезжей части. На дороге движение электросамокатов разрешено со скоростью не более 60 км/ч, при этом средство индивидуальной мобильности должно быть оборудовано тормозной системой, звуковым сигналом, световозвращателями белого цвета спереди, оранжевого или красного цвета с боковых сторон, красного цвета сзади, а также фарой (фонарём) белого цвета спереди. По тротуарам, пешеходным и велосипедным дорожкам можно передвигаться на скорости не более 25 км/час, при этом масса СИМ не должна превышать 35 кг. Запрещено передвигаться на СИМ по автомагистралям, также запрещается использовать СИМ двум и более людям одновременно или управлять им в состоянии опьянения.
«Перед тем как начать пользоваться электросамокатом, нужно обязательно ознакомиться с Правилами дорожного движения и научиться пользоваться СИМ вне проезжей части. Только имея хорошие навыки управления им, можно выезжать на дорогу и двигаться по правому краю проезжей части. Также не стоит забывать про пассивные средства защиты, такие как шлем, наколенники, налокотники, световозвращающие элементы», – перечислила основные правила безопасной езды на СИМ Екатерина Семенюк.
После внесения изменений в Правила дорожного движения электросамокат и прочие СИМ получили статус транспортного средства. И хотя владельцам СИМ не нужно получать права и иметь при себе какие-либо документы, на них распространяются правила вождения, действующие для остальных видов транспорта.
По словам нашей собеседницы, на территории Ангарского городского округа дорожных происшествий с участием СИМ и автотранспорта зарегистрировано не было, хотя зафиксировано несколько случаев наездов водителей электросамокатов на людей в пешеходных зонах. А вот на территории регионального центра с начала летнего периода уже имеются факты таких ДТП, в которых люди получили травмы.
Сотрудники Госавтоинспекции совместно со средствами массовой информации подготовили и реализуют большой блок разъяснительной работы, ориентированный на граждан, имеющих личные самокаты и другие СИМ. В него включены и индивидуальные беседы с нарушителями Правил дорожного движения. Делается это как в рамках рейдовых мероприятий, так и в ходе ежедневного контроля за дорожным движением.
Юлия Лосева