Здравствуйте, дорогие ангарчане! Сегодняшней статьёй я завершаю цикл своих отчётов о работе Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва. На прошлой неделе, в среду, 21 июня, прошла 70-я сессия областного парламента. Этим юбилейным пленарным заседанием мы подытожили нашу депутатскую деятельность. Выборы в Заксобрание четвёртого созыва назначены на 10 сентября.
Прошедшая сессия продлилась почти до восьми часов вечера, и на ней было рассмотрено беспрецедентное количество вопросов – более шестидесяти. А перед их рассмотрением слово было предоставлено губернатору Иркутской области Игорю Кобзеву.
Игорь Иванович отметил эффективную работу депутатского корпуса и остановился на приоритетных направлениях совместной работы. «Хочу поблагодарить вас за командную работу. Много очень серьёзных задач было решено. Мы услышали много дельных рекомендаций и инициатив. Была и конструктивная критика, которая принималась нами во внимание», – отметил глава региона.
Выступил перед нами и председатель Правительства Приангарья Константин Зайцев. Сначала он отчитался о работе правительства в 2022 году, а затем представил итоги первого года реализации Стратегии социально-экономического развития Иркутской области.
Отчёт о работе правительства, в соответствии с регламентом, был направлен нам ещё в середине мая, поэтому мы успели детально ознакомиться с ним и обсудить на заседаниях профильных комитетов и комиссий.
На сессии Константин Борисович отметил, что реализация бюджетной политики в отчётном году происходила на фоне усиления внешнего санкционного давления. При этом доходы консолидированного бюджета Иркутской области за 2022 год составили около 320 млрд рублей, что на 28 млрд (+9,7%) выше поступлений за аналогичный период 2021 года. Налоговые и неналоговые доходы регионального бюджета выросли в основном за счёт НДФЛ и налога на прибыль.
На 17% увеличилась средняя заработная плата в регионе, составив 65,6 тыс. руб. По этому показателю мы находимся на втором месте в Сибирском федеральном округе и на восемнадцатом в России. На втором месте в СФО область находится и по объёму валового регионального продукта: его рост в 2022 году составил 3,1%.
Впервые Иркутская область заняла первое место в Сибирском федеральном округе по объёму инвестиций в основной капитал. В прошлом году регион показал рекордный объем инвестиций – 834 млрд руб., что на 38% превышает объём предыдущего периода.
Общий объём межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям составил 104,7 млрд руб. Это плюс 22,3% к уровню 2021 года и 39,3% от общего объёма расходов областного бюджета.
В отчетном периоде по девяти госпрограммам профинансировано 172 мероприятия по проектированию, приобретению, строительству, реконструкции и капремонту объектов социально-культурного и бытового назначения на сумму 15,4 миллиарда рублей. Завершены работы по 81 объекту, в том числе по 38 объектам образования, 24 – культуры, 8 – спорта, 4 – здравоохранения и другим.
В сельской местности на территории региона продолжилась реализация подпрограммы «Комплексное развитие сельских территорий Иркутской области». По ней 83 муниципальных образования получили гранты на реализацию 158 общественно значимых проектов по благоустройству сельских территорий. Это в 1,6 раза больше уровня 2021 года. Все проекты реализованы.
В общем, согласно отчёту правительства социально-экономические итоги 2022 года в Приангарье можно считать вполне успешными. Насколько они соответствуют реалиям жизни, вы можете оценить сами, соотнося их с вашими семейными финансовыми показателями.
Представил нам Константин Зайцев и первые итоги реализации Стратегии социально-экономического развития Приангарья до 2036 года. План мероприятий по её реализации был утверждён в июне 2022 года.
Главная цель Стратегии звучит следующим образом: «Иркутская область – регион, в котором уровень и качество жизни обеспечивают современные потребности человека в развитии и самореализации, а жители связывают свое будущее с будущим Приангарья».
В план Стратегии на период до 2036 года вошли 527 мероприятий, распределённых на 26 тактических целей. Реализация плана проходит в три этапа. Первый – 2022-2024 годы. По итогам 2022 года достигнуто 149 показателей из 173, прописанных в плане, что составляет 86%. Из 527 мероприятий выполнены 515, или 98%.
Мероприятия плана реализации разделены на несколько приоритетов. В их числе «Накопление и развитие человеческого капитала». Здесь среди достигнутых показателей Константин Зайцев выделил снижение младенческой смертности. Также больше жителей области стали заниматься физкультурой: показатель составил 44,2% при плане 41,4%. 588 молодых семей улучшили жилищные условия (при плане в 530).
В рамках приоритета «Создание комфортного пространства для жизни» увеличили годовой объём ввода жилья – этот показатель составил 1,2 млн кв.м при плане 1,1 миллиона. Достигнуто плановое количество городов с благоприятной средой, снижено количество населённых пунктов без мобильной связи.
По направлениям «Экономический рост и эффективное управление» и «Сохранение уникальной экосистемы региона» выполнен полный объём мероприятий.
В 2022 году на территории Иркутской области осуществлялась реализация 21 госпрограммы, на проведение мероприятий которых направлено 264,3 млрд руб., что превышает прогнозный показатель на 20,2%.
Среди задач, которые Правительство региона ставит перед собой на 2023 год, Константин Зайцев отметил сопровождение инвестиционных проектов, сохранение темпов реализации национальных проектов, реализацию мер поддержки граждан и поддержку отдельных категорий граждан в связи со специальной военной операцией.
Одним из ключевых вопросов прошедшего пленарного заседания стало рассмотрение изменений в областном бюджете на 2023 год. Представляя проект изменений, министр финансов региона Наталия Бояринова отметила, что сократились поступления в бюджет по налогу на прибыль, вместе с тем существенно выросли собственные доходы муниципальных образований.
Доходы бюджета увеличены на 9,3 млрд руб. (до 258,7 млрд руб.). Расходы – на 20,1 млрд руб. (до 292 2 млрд руб.). Дефицит возрос с 11,4% до 16,3%. Госдолг составил 40,8 млрд руб., или 19,9% от собственных доходов.
Источниками увеличения расходной части областного бюджета на 2023 год являются налоговые и неналоговые доходы (7 млрд руб.), целевые межбюджетные трансферты из федеральной казны, средства фонда реформирования ЖКХ, безвозмездные поступления (2,5 млрд руб.) и кредиты.
Межбюджетные трансферты муниципальным образованиям Иркутской области увеличены на 11,5 млрд руб. (до 123,3 млрд руб.). Это на 18,6 млрд руб. больше уровня 2022 года.
Дополнительные расходы будут направлены на заработную плату в связи с увеличением МРОТ, субвенции местным бюджетам на общее и дошкольное образование, дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов. А также на подготовку и прохождение отопительного сезона, социальные выплаты и меры соцподдержки населения с учетом индексации, субсидии транспортным организациям на возмещение недополученных доходов в связи с оказанием услуг по пассажирским перевозкам и другие первоочередные нужды.
Кроме того, мы традиционно рассмотрели большой блок вопросов социальной направленности. Они касаются поддержки участников специальной военной операции, медицинских работников, ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны.
Изменения в несколько областных законов, принятые в окончательном чтении, позволят бесплатно питаться в школах неродным детям участников специальной военной операции. При этом впервые в региональную нормативную базу вводятся понятия «пасынок» и «падчерица».
Во втором чтении с учётом поправок принят проект закона, который даёт право на единовременную денежную выплату в размере 200 тыс. руб. контрактникам из Иркутской области при направлении в зону проведения специальной военной операции. Выплаты будут предоставлены всем, кто заключил контракт начиная с 16 декабря 2022 года.
Также в окончательном чтении мы приняли закон, которым устанавливается право на получение выплаты родителями участника СВО в случае его гибели. Кроме того, он позволит получать путёвки на отдых и оздоровление детям этой категории военнослужащих, рождённым не в браке или после развода родителей.
Ещё один закон, касающийся поддержки участников СВО, предусматривает приоритетное обеспечение жильём лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, среди участников спецоперации.
Закон, который освобождает ветеранов Великой Отечественной войны от уплаты взносов на капремонт, был также принят в окончательном чтении. Эта льгота предоставляется ветеранам ВОВ, инвалидам войны, лицам, награждённым знаком «Жителю блокадного Ленинграда» и знаком «Житель осаждённого Севастополя», а также бывших несовершеннолетних узников концлагерей и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОВ. Мерой поддержки смогут воспользоваться более 800 жителей Иркутской области.
Принятые на сессии изменения в Закон Иркутской области «О налоге на имущество организаций», где я был соавтором двух законодательных инициатив, освобождают отдельные медицинские организации от налога на имущество организаций. Эта льгота будет предоставлена учреждениям, которые оказывают первичную медико-санитарную помощь (в том числе нашей БСМП). Обязательные условия:
– не менее 70% финансового обеспечения их деятельности должно осуществляться за счёт средств фонда ОМС или областного бюджета;
– не менее 60% суммы исчисленного налога должно быть затрачено на приобретение, техническое обслуживание и ремонт медицинского оборудования, на текущий ремонт зданий, строений, сооружений и помещений учреждения здравоохранения, на улучшение зон регистрации и ожидания приёма в медицинских организациях.
Также был рассмотрен и утверждён вопрос об освобождении муниципальных учреждений образования и культуры от налога на имущество организаций. Для остальных организаций проектом закона предлагается уменьшить сумму налога. Льгота была установлена законом «О налоге на имущество организаций» от 2007 года, в 2015 году преференции были отменены, однако срок отмены регулярно переносили для обеспечения сбалансированности муниципальных бюджетов. Принятый закон закрепляет эту льготу для муниципальных учреждений.
Ещё один закон устанавливает единовременную выплату (от 500 тысяч до 2 миллионов рублей) врачам и средним медицинским работникам, переехавшим в Усолье-Сибирское, Черемхово или Усть-Илимск. Сумма выплаты зависит от места работы и уровня образования получателя. В регионе реализуется федеральная программа «Земский доктор»/«Земский фельдшер», которая предусматривает единовременные выплаты медицинским работникам, переехавшим в населённые пункты, где проживают до 50 тысяч человек. Вышеуказанные города оставались «за бортом». Теперь эта недоработка устранена.
Помимо этого, к принятию в первом чтении был рекомендован проект закона, устанавливающий право на получение ежемесячной выплаты семьям, в которых ребенок не посещает муниципальные дошкольные учреждения из-за отсутствия мест.
Приняли мы на сессии и Закон «Об объявлении на территории Иркутской области нерабочим (праздничным) днём единого Дня памяти». Родительский день объявлен выходным в связи с массовым посещением жителями Приангарья кладбищ, храмов и других мест поминовения.
Хотел бы обратить внимание ещё на один момент. Во время сессии мне поступило обращение жителя Ангарска о непроведении индексации ежемесячной денежной выплаты как неработающему пенсионеру с 1 апреля 2023 года. Законом Иркутской области от 03.05.2023 №32-оз установлена ежегодная индексация социальных выплат. Размер индексации и размеры социальных выплат с учётом их индексации ежегодно определяются постановлением.
Вопрос разрешился оперативно – в сессии принимал участие министр соцзащиты Родионов В.А., и он пояснил, что в соответствии с постановлением от 16.06.2023 №504 производится перерасчёт выплаты с 1 апреля 2023 года.
Поэтому всем неработающим пенсионерам, которых волнует данный вопрос, сообщаю: выплата в новом размере будет предоставлена вам в июле 2023 года, также будет произведена доплата за прошлый период.
•••
Итак, работа Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва завершена. В первую очередь хочу выразить искреннюю благодарность всем тем, кто голосовал за меня в 2018 году. Оправдал ли я ваши ожидания – решать вам.
Со своей стороны могу лишь сказать, что все эти годы я систематически, подробно и предельно откровенно отчитывался перед вами и о работе областного парламента, и о своей деятельности. Многие из вас лично знакомились с моими ежемесячными отчётами, которые я размещал сначала в газете «Время», а затем в газете «Свеча». Ещё более регулярно я информировал ангарских избирателей о своей депутатской, общественной и благотворительной деятельности через соцсети.
И, подводя предварительные итоги моей прошедшей пятилетки в качестве депутата ЗС, я пришёл к твёрдому убеждению: мне не стыдно смотреть ангарчанам в глаза. В областном парламенте я работал не ради корысти или карьеры, а старался принести максимум пользы родному городу.
Конечно, много чего мне сделать не удалось по объективным и субъективным причинам, кое-что было сделано не совсем так, как мне хотелось изначально. Но такова жизнь, и она продолжается. А я был, есть и остаюсь неравнодушным гражданином нашего родного города и в меру сил продолжу свою социально-общественную деятельность на благо Ангарска и ангарчан.
Напоминаю, что приём избирателей в следующем месяце я проведу 12 июля по адресу: ул. Мира, 34, кабинеты 206, 207, с 14.00 до 18.00. Предварительная запись по телефону: 8-904-1-11-11 40.
Евгений Сарсенбаев,
депутат Законодательного Собрания Иркутской области