Этот девиз, который стал для нее жизненным принципом, впервые прозвучал на публике в начале февраля, когда в Ангарском муниципальном образовании проводился конкурс “Лучший работник образования-2010”. Елена Рахманина, педагог дополнительного образования отдела экологии ангарского Дворца творчества детей и молодежи, стала лауреатом конкурса в номинации “Открытие года”, все члены жюри отметили ее творчество. Сегодня она отвечает на наши вопросы.
– Елена Юрьевна, расскажите о своей работе.
– В зоопарке я работаю уже 9 лет. Работа сложная и в то же время интересная, без дела никогда не сидим. Чем замечательно наше объединение “Юные зоологи зоопарка” – здесь обитают живые “наглядные пособия”, которые чирикают, кудахчут, пищат и свистят. У детей есть возможность получить биологическую информацию на занятиях и применять ее, ухаживая и наблюдая за животными. Наша целевая аудитория – ребята с третьего по пятый класс, младшим еще сложно обслуживать зверей, у старших – другие интересы. Задача педагогов, работающих в зоопарке, сделать так, чтобы от общения не пострадали ни дети, ни животные. Приходится учитывать психологию тех и других. Мы должны объяснить детям, как общаться с животными, построить к ним мостик, через свои знания донести любовь к животным до детских сердец.
– А когда любовь к животным проснулась в вас?
– Это, наверное, заложено в человеке на генетическом уровне: тянет к природе, к живым объектам или нет. В детстве я бывала в зоопарке только в качестве посетителя, но дома у меня жили хомячки, мышки, дед держал кроликов, домашнюю птицу. Еще до школы, помню, пошла на огород собирать викторию, а принесла оттуда ящерицу. Она какое-то время жила у нас в банке, потом убежала. Будучи уже ученицей начальных классов, поймала на полянке перед домом еще одну ящерицу. Дети от нее – врассыпную, а мне интересно! Она тоже жила у нас в домике, который я для нее сделала. Так появлялись навыки общения с животными.
– Каким для вас стал учительский конкурс?
– Потребовалось много сил – график испытаний был очень жесткий. Меня отправила на конкурс администрация дворца. Сама бы я не стала участвовать, потому что работники зоопарка крепко привязаны к животным – в прямом смысле даже больше, чем в переносном. Животные нуждаются в ежедневном уходе, они не знают ни выходных, ни праздников. Тем более – были страшные морозы. На каждом из нас лежит определенная часть работы, и, когда я неделю была на конкурсе, мои обязанности свалились на других руководителей. Без меня им приходилось нелегко.
А если говорить о конкурсных испытаниях... На открытый урок со мной поехали в качестве наглядного пособия и группы поддержки узорчатый полоз и ящерица-толстопузик. На градуснике – далеко за тридцать. Я их замотала в свитер, так и несла – в куче тряпок. Видели бы вы глаза учеников и членов жюри – одинаково круглые. Тема у меня была “Звук и цвет”, на занятии я должна была показать, какое значение они имеют в жизни пресмыкающихся. На мастер-классе участники делились своими педагогическими наработками. Я рассказала о том, какой вспомогательный материал использую для своих уроков. В юности занималась в литературной секции Любови Щедровой – сейчас составляю кроссворды, сочиняю стихи и рассказы о животных. Занимаюсь цифровой фотографией, снимаю пейзажи, животных в зоопарке и в дикой природе. Ведь наши звери не всегда готовы к общению с ребятами: например, только на фотографии я могу сейчас показать ученикам кожистые яйца, из которых появляются детеныши змеи. Вот, например, стихотворение, в котором перечислены признаки класса птиц, количество видов птиц в Иркутской области – так намного легче донести до ребенка сухую информацию, приучить его к зоологическим терминам. Мы учимся и тому, что может пригодиться в жизни любому: к примеру, при изучении пресмыкающихся – как оказать первую помощь человеку, которого укусила змея.
Самым интересным на конкурсе “Лучший работник образования” была возможность вырваться из своего мира и окунуться в несколько миров других людей, понять, чего ты стоишь, чего стоят другие люди твоей профессии. Сложность, с которой я столкнулась – мне не хватает эмоциональности, артистизма. Зоологи вообще суховатый народ. Придется над этим поработать. В работе с детьми, которые часто приходят зажатые, слова из них не вытянешь, мне пригодятся психологические тренинги, которые проводились для участников во время конкурса. Чтобы ребенок разговорился, приходится его раскрывать, подбирать к нему ключики. Процесс долгий, зато результат всегда неожиданный и радостный.
– Вы сознательно стали педагогом?
– Честно? Никогда не думала, что буду учителем. К школе, особенно в начальных классах, относилась негативно – не повезло с учителем. Но, видно, от судьбы не уйдешь. Мне нравится быть педагогом дополнительного образования: здесь больше возможностей фантазировать, что-то изобретать, нет рамок общеобразовательной школы. По образованию я биолог (со специализацией “Экология. Охрана природы”), в 2009 году окончила Иркутскую государственную сельскохозяйственную академию.
– Для занятий с юными зоологами вы используете свои таланты литератора и фотографа. Чем вы еще увлекаетесь?
– Я вообще человек увлекающийся. Фотографию совмещаю с походами, немного играю на гитаре, рисую на бересте, занимаюсь прикладным творчеством. Недавно попробовала кататься на горных лыжах. Всё это развивается, перетекает из одного в другое, теряется и снова возвращается.
– Есть у вас среди обитателей зоопарка любимцы?
– Конечно. Когда день за днем ухаживаешь за ними, общаешься, по-другому быть не может. В отпуске начинаешь по ним скучать. Самое интересное, что это взаимно. Заходишь в клетку – летит тебе навстречу птичка. Есть у нас ручной коршун, тот телефон утащить пытается. Если косуля долго меня не видит – при встрече подойдет и потрется головой о джинсы. Может быть, они себя людьми считают: мы у них в качестве родителей, а себя они ассоциируют со своими родителями.
– И чисто женский вопрос. Вас не пугает, что при тяжелой, зачастую грязной работе в зоопарке трудно быть всегда красивой?
– Бывает, красота страдает от такой работы. Модные туалеты здесь носить не будешь! И не в том дело, что запачкаешь, а в том, что зверей напугаешь. У меня есть рабочая форма одежды – неяркий свитерок, джинсы – и есть праздничная. Для каждой находится время.
– Спасибо за беседу, и с наступающим женским праздником!