Хореографический ансамбль «Детство» и молодёжная группа «Симпатия» Дворца творчества детей и молодёжи – настоящее украшение городских праздников. Кажется, что для воспитанниц этих коллективов нет ничего невозможного. На их плавные движения в русском хороводе можно смотреть бесконечно, но и современные танцы в их исполнении красивы и интересны! А главное – исполнены смысла, что для современной хореографии Ангарска, прямо скажем, редкость.
Искусству танца девочек из «Детства» и «Симпатии» учит их бессменная наставница, художественный руководитель коллективов, ученица легендарного балетмейстера, основателя хореографической школы Ангарска Иннокентия Толстихина, педагог ДТДиМ, почётный работник образования Елена Шехтман. Сегодня мы поговорим с Еленой Ефимовной о секретах ее мастерства.
– Елена Ефимовна, в чем разница между ансамблем «Детство» и молодёжной группой «Симпатия», художественным руководителем которых вы являетесь?
– Разница в возрасте участниц. В «Детстве» есть младшая группа, где занимаются девочки 4-5 лет, и старшая, которая часто выходит на сцену. Когда подрастут, переходят в «Симпатию». Понятно, что с возрастом меняется и тематика танцев, и их сложность. Есть ещё «Симпатия плюс», куда ходят заниматься мои выпускницы, которые привели в «Детство» своих детей и не смогли сопротивляться желанию вновь заняться любимым делом.
– Вы создали хореографический ансамбль «Детство» почти 40 лет назад. Чем отличаются прежние дети от нынешних?
– Наверное, отношением к танцам, к занятиям, вообще к жизни. Дети сейчас разные. Поначалу приходится воспитывать. А воспитание детей начинается с воспитания родителей. Современная молодежь мастерски владеет технологиями, но они теряются в самых простых вещах – например в этике. Им сложно, у них нет чёткого осознания, кто они такие. Мало кто из молодёжи понимает и чтит русские традиции, которые отражаются в народной хореографии. При всем уважении к современному танцу, у него нет такого богатого внутреннего содержания, как в народном! Наши дети на общем фоне выгодно выделяются в любых жизненных сферах, на сцене и за кулисами.
– Тем не менее ваши девочки одинаково профессионально исполняют и народные танцы, и современные.
– У нас соотношение примерно 70/30 – с перевесом в сторону народного сценического танца. Наши выпускники могут танцевать всё, потому что им дается база – классический танец. Но я не раз замечала: когда перед занятием девочки спрашивают, что надевать – джазовки или туфли, – последним они радуются гораздо больше. Что и меня радует бесконечно, потому что русский танец – моя любимая стихия, моя тема по жизни. А если педагог верит в то, что преподает, и у детей глаза будут гореть.
– Елена Ефимовна, что занятия русским танцем дают детям?
– Прежде всего, когда у детей есть дополнительные занятия, они учатся распределять своё время и возможности. Это, как правило, способствует повышению успеваемости в школе. Появляются дисциплинированность и ответственность. Наши дети умеют общаться в коллективе, они хорошо социализируются в жизни. Кроме того, русский танец – это приобщение к культуре, к менталитету своего народа. В народной хореографии отражаются такие черты русского характера, как простота и широта души, удаль, гостеприимство и так далее. Мы стараемся понять каждое танцевальное движение, объяснить его природу, идём гораздо глубже техники исполнения. Так же внимательно относимся к народному костюму – и здесь мне помогают наши дворцовские мастерицы Галина Додик и Людмила Карповская. Не могу не поблагодарить моего аккомпаниатора и помощницу Оксану Светличную. Сегодня интерес к русской культуре начинает возрождаться. Мы часто бываем на конкурсах, и там хорошо видно, что народный танец развивается.
– Вам как хореографу приходится развиваться вместе с ним?
– Да, и мне это интересно! Стараюсь регулярно бывать на мастер-классах авторитетных для меня педагогов – например Натальи Просековой, экс-солистки государственного академического ансамбля «Березка». То, что она говорит об осмысленных действиях ребенка на сцене, созвучно моему опыту. На этих занятиях мы встречаемся с коллегами из других городов и даже стран. Это очень полезно. Чем больше учусь, тем яснее понимаю, что русский танец для меня бездонный. И тем больше хочется делиться тем, что у меня есть, что я умею. Надо сказать, что мне повезло делать это в слаженно работающем коллективе Дворца творчества, в дружеской атмосфере.
– Ваши выпускники готовы передавать эти знания дальше?
– Среди выпускниц у меня много помощниц. В ансамбле выросло замечательное поколение – творческое, креативное. Я имела возможность в этом убедиться, когда приболела, а девочки-выпускницы подхватили ансамбль. Многие из них хотят стать хореографами. Кто-то продолжает заниматься народным танцем профессионально. Например, наш воспитанник Демьян Тухтачев – солист Красноярского государственного ансамбля танца Сибири им. Михаила Годенко. 2 октября они приезжают во Дворец культуры «Нефтехимик» с программой «Вместе мы – Россия!», и мы с нетерпением ждём встречи с нашим выпускником и этим замечательным ансамблем, который во многом является для нас образцом. И, конечно, приглашаем в новом учебном году ангарских ребятишек в ансамбль «Детство»!