Это выступление на стратегической сессии для сотрудников учреждений культуры АГО во Дворце культуры «Энергетик» 13 июня запомнилось многим. Прежде всего – из-за внешнего вида выступавшего: его ярко-зелёные курчавые волосы были как знамя протеста. Тем более что молодой преподаватель теоретических дисциплин детской школы искусств №4 Дмитрий Токарев говорил о необходимости реформы образования, в частности – о новой программе изучения музыкальной литературы в школах искусств. Надо сказать, что его слова нашли горячую поддержку со стороны молодых педагогов – в реформе нуждается не только музыкальная литература.
Встретившись с Дмитрием Александровичем на его рабочем месте, в уютном кабинете №37 ДШИ-4, мы поговорили о преподавании и музыке. О том, чего сегодня не хватает музыкальному образованию, и о педагогических экспериментах.
Кстати, радикальный цвет волос как раз последствие очередного эксперимента. Дмитрия, как выпускника школы и одного из самых молодых преподавателей, обязали проводить для детей и их родителей занятия в рамках федерального проекта «Культурная суббота». Для этих своеобразных лекций-концертов он готовил не только теоретический материал, но и музыкальные иллюстрации. Что-то играл сам, что-то исполняли коллеги по школе или учащиеся. Но этого было мало – для пущей доходчивости Дмитрий Александрович подбирал к каждой из «Культурных суббот» реквизит. Однажды даже заказал цилиндр. А к последнему перед каникулами занятию, посвящённому музыке XXI века, просто покрасил волосы в зелёный цвет.
– Скоро я их срежу, – улыбается Дмитрий Токарев. – Я вообще человек скромный, никто от меня такого не ожидал. На улицах, конечно, оборачиваются. В цвете волос нет ни протеста, ни желания привлечь к себе внимание. По натуре я не артист, мне лучше закопаться в нотные тетради. Неслучайно, окончив Иркутский музыкальный колледж имени Шопена как баянист, я поступил туда же на теоретическое отделение.
Свои претензии к программе музыкальной литературы Дмитрий Александрович основывает на собственном четырёхлетнем опыте преподавания. По его мнению, в ней нет внятных связей – «ниточек» – между классикой и современной музыкой, квартетом Гайдна и квартетом «Битлз». А между тем музыковед должен разбираться в современной музыке, ведь дети в абсолютном большинстве слушают именно её и превосходно в ней ориентируются. Стало быть, сбрасывать её со счетов нельзя – она является логическим продолжением творческих достижений Моцарта и Бетховена, как бы странно и даже кощунственно это ни звучало.
– В нашей стране прекрасная школа исполнительского мастерства, – продолжает рассуждать Дмитрий. – Такой она нам досталась от великих музыкантов XIX века, чего нельзя сказать о музыкальной литературе, куда в советское время щедро добавили пропаганды. В итоге зарубежная музыка в ней заканчивается на Григе, да и российская ХХ века почти не изучается... Можно обратиться к европейскому и американскому опыту, взяв оттуда самое лучшее. Или вспомнить о дореволюционном музыкальном образовании. В нём не было универсальности, системы, каждый преподаватель практиковал свой метод. Зато родители могли выбрать для своего ребёнка наиболее подходящий способ преподавания – в соответствии с его темпераментом и особенностями восприятия. Музыкальная литература должна воспитывать вкус, но абсолютно на это не ориентирована. Дети после музыкальной школы не умеют различать хорошую и плохую музыку. Классика воспринимается ими как нечто скучное, пыльное и не заслуживающее внимания. Это навязано им социумом.
Сам Дмитрий до колледжа классику почти не слушал и тогда бы точно не сказал, что музыка станет для него номером один в жизни. «Когда слышу музыку, понимаю, как это устроено. Многое из современной музыки откровенно неталантливо. Поэтому я слушаю хорошую музыку, классику, недавно устроил себе тур по «Битлз». Просто так, фоном, ничего не слушаю. Профессиональный дегустатор сыра не станет есть гамбургер – это святотатство. Он будет пробовать сыр пинцетом. В нужной обстановке. Можете быть уверены: если в автомобиле грохочут на всю улицу басы – это точно не музыкант».
Для детей музыка начинается с даты их рождения, считает Дмитрий. Как их «накормить» Шостаковичем, чтобы они стали рекомендовать его своим друзьям? Заинтересовать! Дать мотивацию, чтобы они сами получили необходимую информацию из Интернета, и инструменты, чтобы смогли эту информацию переварить. «Моя недостижимая пока вершина, – говорит Дмитрий, – чтобы люди слушали лучшую музыку всех времён, знали, кто это написал, как это сделано и зачем».
К этой вершине Дмитрий Токарев продвигается с помощью экспериментов – порой ошибочных, иногда удачных. Выстраивает свое видение музыкальной литературы, проверяет предположения на прочность, приближает детей к настоящей музыке, прививает им вкус. Чтобы иметь для этого ещё больше необходимых знаний и умений, планирует продолжить музыкальное образование. Может быть, через несколько лет в нашем городе появится свой реформатор в области преподавания музыкальной литературы.