Рубрика
Ангарск и Ангарчане
С этих слов начала своё повествование Альбина Ергина – историк, хранитель фондов ООО «Байкалцентр» (правопреемника БЦБК) и настоящий патриот своего города. Известно, что после закрытия Байкальского целлюлозно-бумажного комбината территория комбината была заброшена и считалась зоной экологического бедствия. Однако в настоящее время бывший БЦБК открыт для посещения – здесь произошли изменения, о которых Альбина Анатольевна поведала во время экскурсии, начавшейся с визита в единственный музей Байкальска. Его экспонаты пока хранятся в нескольких комнатах бывшего заводоуправления, но вскоре переедут в отдельное просторное помещение.
«Наш город на берегу Байкала был рождён целлюлозно-бумажным комбинатом. Именно комбинат дал людям работу, воспитал не одно поколение байкальчан. Много славных страниц истории комбината и коллектива осталось позади. К сожалению, с годами уходят в вечность ветераны труда и первостроители Байкальска, – с грустью отметила экскурсовод. – Занимаясь формированием музея БЦБК, мы восполняем пробелы и буквально по крупицам восстанавливаем славную трудовую историю Байкальска, изучаем опыт учёных и специалистов БЦБК, ищем интересные факты. Здесь собрано всё, что связано с этапами развития предприятия: от фотографий комбината и его работников, дипломов, удостоверений, плакатов и предметов интерьера того времени до больших и малых образцов сырья и деталей лабораторного и промышленного оборудования».
На экскурсии мы узнали, что Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат был построен в 1966 году. Одновременно рядом с ним строился город Байкальск, который, словно пуповиной, был технологически связан с заводом: в частности, жилой сектор обеспечивался электроэнергией и теплом от заводской
тепловой электростанции (ТЭС), которая продолжает работать и сейчас.
БЦБК выпускал высококачественную белёную корную целлюлозу. До ввода комбината в эксплуатацию наша страна приобретала этот дефицитный продукт за большие деньги за рубежом – эта продукция широко использовалась для армирования шин в авиастроении.
По словам Альбины Ергиной, информация о том, что БЦБК сбрасывал в Байкал грязные стоки, предвзята и не соответствует действительности.
«На нашем предприятии действовала система очистки воды высочайшего уровня: химическая, механическая и биологическая. Кстати, речной ил для биоочистки в 60-е годы поставлял Ангарский комбинат №16. Над технологией очистки работал целый специально созданный научно-исследовательский институт бумаги в Ленинграде, – продолжает она. – Анализы сбрасываемой в озеро воды брали каждые 15 минут, каждый показатель отслеживался на уровне правительства СССР. В Байкальск за опытом приезжали из десятков стран мира! Я сама была свидетелем того, как начальник очистных сооружений зачерпывал очищенную на выходе воду и без опаски пил её.
В архиве БЦБК хранится сорок тысяч папок, где задокументирована технологическая цепочка производства, детально описаны все этапы процесса работы».
Говоря об отходах производства, а именно – о нашумевшем шлам-лигнине, Альбина Ергина показала нам симпатичный сувенир, произведённый с использованием этого сырья.
«Шлам-лигнин – это составляющая древесины, в процессе производства он был не нужен. Часть сжигалась, а часть шла в накопители. За 47 лет он был собран в 13 картах вокруг Байкальска, – пояснила экскурсовод. – В некоторых местах он уже переработан самой природой: там разрослись кустарники и деревья, растёт брусника, уточки плавают. Особой опасности шлам-лигнин сейчас не представляет, разве что если разом при каких-то чрезвычайных обстоятельствах полностью хлынет в Байкал».
Фотографии строительства БЦБК удивительным образом перекликаются со снимками времён строительства нашего Ангарска. Те же романтики-комсомольцы, приехавшие на Байкал на великую стройку со всего Советского Союза, то же временное жилье – юрты, землянки посреди тайги – и… заключённые, занятые на возведении объектов. В музее даже хранится рабочая одежда зеков и пачка написанных кем-то из них, но не дошедших до адресатов писем.
Отдельное место занимает послание комсомольцев потомкам, написанное в далёком 1968 году. Его нашли запечатанным в бутылку. Удивительно, но бумага отлично сохранилась до наших дней!
«К вам, юноши и девушки ХХI века, обращаемся мы – молодёжь Байкальска из юбилейного года 50-летия ВЛКСМ, – говорится в письме. – Мы оставляем вам в наследство свой завод, наш город, страну. Распорядитесь ими по-хозяйски, умножайте их богатство и славу!»
• • •
Сегодня правительство региона занимается работой по ликвидации отходов БЦБК. В планах сделать Байкальск экологически чистым и привлекательным для инвестиций – создать уникальный экогород на Байкале.
В настоящее время на территории бывшего комбината действует форумная площадка – её посещение стало завершением нашей экскурсии. Нас впечатлили интересные сооружения круглогодичного использования в форме полусфер, современные гостевые дома – «хэппи-хаусы» – для размещения участников мероприятий, почти 2 гектара пешеходных дорожек и площадок, покрытых материалами из сибирской лиственницы.
Именно в этом живописном месте на берегу Байкала не так давно проходило совещание под названием «Сохраним синее сердце России», где обсуждались вопросы реализации национального проекта «Экология». Участники мероприятия считают, что превращение Байкальска из промышленного города в популярную туристическую точку на карте России должно завершиться к 2030 году.
Уже сейчас для посетителей открыта экотропа «Байкальская верста», включающая пешеходные и велосипедные маршруты, которые соединяют между собой три площадки для семейного отдыха и шесть обзорных площадок с интересными видами. Маршруты специально прокладывались по самым красивым местам так, чтобы не пришлось рубить деревья. В перспективе вокруг города и в целом на юге Байкала появится 100 километров экологических троп.