События, которые послужили основанием для рассмотрения гражданского иска Анастасии Лебёдкиной к МУП «ЖЭТ-2», случились поздно вечером 10 ноября 2021 года. Обращаясь в суд, женщина настаивала, что возгорание в её квартире произошло по вине сотрудников управляющей компании. Доказать это было непросто, но судья принял доводы пострадавшей, её адвоката и независимых экспертов.
…Когда чёрный едкий дым повалил из окон квартиры на втором этаже дома №19 в 120 квартале, соседи не сразу отреагировали. В трёхкомнатной квартире, где начался пожар, никого не было – хозяин уехал в командировку, а его супруга лежала в больнице с ребёнком. Но, как только окружающие поняли, что за стенкой полыхает огонь, сразу же позвонили спасателям. Приехавшие по вызову пожарные выбили окно и залили квартиру. Пожар удалось потушить, но его последствия оказались разрушительными.
Вот как описала картину, представшую перед ней на следующий день, хозяйка жилья: «В спальне, кухне и коридоре оплавился натяжной потолок, выгорели обои, оплавились два пластиковых окна, прогорел ламинат, лопнули и осыпались зеркала встроенного шкафа, лопнули стекла межкомнатных дверей. В том числе пострадали предметы обстановки и бытовая техника: сгорел комод с детскими вещами, паспортом и банковской картой, была повреждена детская кроватка. Также сгорел один телевизор, расположенный на стене в спальне, и оплавился другой телевизор, который в момент пожара находился на подоконнике. Жилое помещение сильно закоптилось, потребовался капитальный ремонт». От задымления погиб домашний питомец семьи Лебёдкиных.
Предположительно, причиной возгорания стало короткое замыкание. Однако, как выяснили пострадавшие, этому предшествовали определённые события. По словам соседей, утром 10 ноября приходил электрик из ЖЭКа, делал освещение в подъезде. После этого в доме начались скачки напряжения – стали мигать лампочки, перегорать холодильники, компьютеры. Днём снова приходил электрик, сказал, что пропал ноль в подъезде, но он всё сделал. Вечером опять пошли скачки напряжения, жильцы вызвали аварийную бригаду. Аварийная бригада приехала, отключила весь свет. А через несколько часов загорелась пустая квартира Лебёдкиных.
Пострадавшие первым делом обратились в ЖЭТ-2, чтобы выяснить, какие электроработы проводились в их доме перед пожаром. Сотрудники управляющей компании категорично заявили, что их действия не могли стать причиной возгорания, и посоветовали за поиском правды обратиться в суд. Анастасия Лебёдкина решила так и сделать. Перед этим она направила в МУП «ЖЭТ-2» досудебную претензию, но ответа от обслуживающей компании не получила. Далее хозяйка квартиры провела независимую оценку, при проведении которой присутствовали представители УК.
Кстати, представители управляющей компании на суде утверждали, что истцы сами виноваты в случившемся: якобы возгорание произошло из-за того, что в отсутствие хозяев в квартире вилки электроприборов не были вынуты из розеток. Однако обследование показало, что очаг пожара был расположен вовсе не возле розеток, к тому же в те сутки проблемы с электричеством наблюдались и в других квартирах этого дома.
По заявлению техников МУП «ЖЭТ-2», дом старый, электросети в нем ветхие. Ранее жильцам была дана рекомендация по замене проводки, но собственники не проводили собрание, чтобы решить этот вопрос. Ещё один участник процесса – «Иркутскэнергосбыт» – указал, что ответственность за содержание внутридомовых электрических сетей, а также за недопущение перегрузки внутридомовой проводки лежит на собственниках жилых помещений, что внутридомовые сети – это зона ответственности управляющей компании и самих жильцов.
Но суд с таким переложением ответственности на самих пострадавших не согласился, руководствуясь заключением эксперта о том, что в подъезде, где произошёл пожар, в квартирах собственников по всему подъезду №1 многоквартирного дома наблюдалось массовое моргание лампочек, выход из строя и сбои в работе электроприборов, что свидетельствует об аварийном режиме работы общедомовой электросети до возникновения пожара. В судебном заседании был допрошен эксперт Уланов, который дал пояснения по судебной экспертизе, указав, что при обрыве нулевого проводника происходит повышение электрического напряжения вплоть до 380 В. Поскольку току в 380 В необходим был выход, он нашёл его на наименее нагруженном участке электрической сети – в квартире №4, где в тот момент никого не было и электроприборами не пользовались. Если бы ток не вышел через телевизор, то мог бы сгореть холодильник либо другой прибор, но исход был бы идентичным. Именно это, а не неработающий телевизор, включённый в розетку, как утверждал ответчик, в конечном счёте и привело к возгоранию.
Суд пришёл к выводу, что МУП АГО «ЖЭТ №2» является прямым ответчиком по делу, так как ущерб имуществу истца причинён в результате ненадлежащего содержания общего имущества дома, и частично удовлетворил исковые требования. Решение по этому делу было принято в сентябре 2022 года. В нём было сказано о взыскании с МУП «ЖЭТ-2» 356 923 рублей материального и морального вреда в пользу пострадавших.
...Первое время после пожара семья Лебёдкиных с двумя детьми снимала квартиру, потому как в своей жить было невозможно. В настоящее время они сделали в квартире ремонт и вернулись в родные стены.