В Год педагога и наставника мы продолжаем рассказывать о замечательных людях нашего города, которые дали знания не одному поколению ангарчан, способствовали их профессиональному самоопределению, развитию их способностей и росту личности.
От учителя зависит гораздо больше, чем прописано в его должностной инструкции. Он способен дать юному человеку внутреннюю жизнь, а может её отобрать, если позволит себе быть нечутким и равнодушным. И от этой ответственности не освобождает никакая чрезмерная нагрузка, никакое эмоциональное выгорание и прочие головные боли современных педагогов.
Преподаватель, с которым мы сегодня будем беседовать, из тех, кто даёт детям крылья за спиной, уверенность в своих возможностях и таланте. При этом умело использует в своей педагогической деятельности самые современные технологии.
Наталья Бланкова работает в Центральной детской школе искусств почти полвека – с 1976 года, преподавая дисциплины, которые называются теоретическими и по сложности приравниваются к инженерным. Ещё бы – непросто понять, как устроены музыкальные произведения, по каким правилам живёт музыка!
– Наталья Павловна, как начинался ваш путь к преподаванию музыки?
– В школе я была хорошим гуманитарием. Учителя пророчили мне филфак или иняз. Но я также окончила музыкальную школу (нынешнюю центральную – тогда она была первой) по классу фортепиано. Мама называла ее храмом. И, может быть, поэтому я поступила в Иркутское музыкальное училище (сейчас – Областной колледж имени Фридерика Шопена), на теоретическое отделение.
– Вы поступали «для мамы», а если бы можно было заново, для себя, что-то поменяли бы?
– Думаю, ничего бы не изменила. Совершенно не жалею о своем выборе. Во-первых, учителя были очень хорошие, а это большая удача в жизни. До сих пор благодарна своим педагогам: Марине Николаевне Аликиной; Изольде Оскаровне Цахер – она преподавала полифонию, гармонию, музыкальную литературу, дала крепкую базу, конспекты её лекций я храню до сих пор; Елене Владимировне и Анне Евгеньевне Савинцевым, которые обучали гармонии и сольфеджио. Осталось чувство огромной благодарности. Во-вторых, я вижу в своём предмете удивительную логику и красоту. Для меня нет красоты без логики. Жалею только об одном – что по семейным обстоятельствам не продолжила образования.
– За все эти годы у вас одно место работы, одна запись в трудовой книжке. Как это получилось?
– Видимо, это черта характера. Работать я начала на четвёртом курсе. Завуч школы, Валентина Александровна Юринская, была очень заинтересована в том, чтобы я пришла работать в свою школу. Она специально ездила в отдел культуры – за разрешением меня оставить. Мне сразу дали преподавать теоретические дисциплины. С тех самых пор – 47 лет – я работаю на одном месте.
– Зато с этого места хорошо видно, как меняются дети и принципы преподавания. Верно?
– Сегодняшние дети воспринимают информацию через визуализацию. И педагогам приходится учиться доносить ее в таком виде. Я с 2015-2016 года работаю по-новому – в формате электронных презентаций. На занятия дети приходят с флеш-картами, куда сбрасываю все материалы. Правда, много времени уходит на подготовку: в презентацию вставляются видео и аудио, чтобы дети дома посмотрели. Надо сказать, что не все современные родители готовы к такому формату обучения. А для меня работа с электронными ресурсами наиболее приемлема. К каждой теме в том же электронном виде создаю проверочные тесты, задания, игры.
– Как коллеги воспринимают ваши профессиональные находки?
– Моя разработка об использовании новых методов подготовки к урокам в музыкальных школах и школах искусств стала лауреатом в профессиональном областном конкурсе и была напечатана в методическом сборнике. В 2022 году мои ученицы стали лауреатами гран-при и первой степени в областном конкурсе творческих проектов «По следам Бременских музыкантов». За наградами я не гонюсь – хочется делиться своими наработками. Так, я веду блог на «Ютубе» с видеоклавирами по программе музыкальной литературы. Можно слушать программные произведения и при этом следить по нотам.
– Детям нравится, что вы говорите с ними на одном языке?
– Им такое преподавание, конечно, ближе, чем традиционное. Например, где-то современные технологии позволяют объединить три изучаемые эпохи в одном занятии, сделать обобщение, где-то, наоборот, расширить базовую программу. Я стремлюсь облегчить детям жизнь, используя все доступные мне плюсы электронных ресурсов. Сама ещё многого не умею, но с помощью Интернета осваиваю.
– Наталья Павловна, что вы считаете своим главным достижением за годы преподавания?
– Не что, а кого. Конечно, это мои выпускники. Только среди преподавателей нашей школы их можно назвать с десяток: это завуч Мария Прусевич, преподаватели Ольга Копцева, Александр Романко, Екатерина Качай, Татьяна Кутузова, Олеся Пахомович и другие. Моя выпускница Елена Корнева окончила Новосибирскую консерваторию – сейчас она искусствовед Новосибирской филармонии.
– А что бы вы хотели пожелать для себя?
– Хочется многому ещё научиться, внедрять современные способы обучения, многое сделать... Сегодня, когда классическая музыка не в почёте, вместо традиционных методов преподавания в дело должны пойти электронные ресурсы. За ними будущее.