С 9 по 16 августа на острове Ольхон, в поселке Харанцы, пройдёт XXIII Фестиваль любительских театров «Сибирская рампа» имени народного артиста РФ Юрия Авшарова. Подготовка к очередному сезону работы Международного летнего театрального центра «Ольхон» идёт полным ходом.
Всего на фестиваль приедут 24 театральных коллектива со всей России, от Хабаровска до Перми, три из них – ангарские. Народный театр «Факел» ДК «Нефтехимик», образцовый театр-студия «Родничок» ДТДиМ и народный коллектив «Театр моды и танца «Карина» МЦ «Перспектива» привезут на байкальский остров шесть спектаклей.
Премьеру по пьесе Семёна Злотникова «Сцены у фонтана» актёры театра «Факел», возглавляемого режиссёром Александром Кононовым, показали ангарчанам на прошлой неделе, 26 июля.
Действие спектакля разворачивается в полумраке («Темно. Как до создания мира», – отмечает автор пьесы), среди декораций, изготовленных художником театра Екатериной Семёновой. Больше всего это напоминает руины исчезнувшей цивилизации, в которых «у фонтана случайных и роковых встреч, в парке нашей жизни» оказываются персонажи. У каждого из них – свое мировоззрение, которое почему-то не ведёт к счастью.
Пьяница Фёдор (в исполнении Виталия Багаева) страдает, оттого что жена Туся (Дарья Труфанова) не понимает ни его, ни его любимого поэта Есенина. Преподаватель этики и эстетики Лев Николаевич Кошкин проповедует добро вопреки всем нелепостям и несправедливостям, которые с ним происходят в эту ночь. Надо сказать, что актёру Игорю Бахтину удался этот образ, в котором почти с первых реплик угадывается отсылка к князю Мышкину из «Идиота» Фёдора Достоевского. А когда на сцене появляется не только Оличка (Елизавета Шатохина), но и её муж-электромонтёр (Николай Казаков), любовный треугольник из романа Фёдора Михайловича предстает во всей своей эмоциональной несдержанности.
– Мы сделали спектакль в жанре мокьюментари, который в МЛТЦ будет разбирать с режиссёрами преподаватель школы-студии МХАТ, РАТИ/ГИТИС, режиссёр и актер театра и кино Михаил Мокеев, – объяснил Александр Кононов. – Это экстраполяция литературных произведений, биографий писателей в современное время. И театр выносит на суд зрителей, обсуждает то, что волновало автора, и занимается исследованием: что вписывается сегодня в нашу жизнь, а что отторгается и почему, что вообще происходит с жизнью и с людьми. Между прочим, «Идиот» Достоевского – не единственное произведение, к которому отсылает трагифарс Злотникова. Сцена у фонтана – культовая в «Борисе Годунове» Пушкина, она повторяется у Ильфа и Петрова в «Золотом телёнке».
Подобное возвращение к литературной классике с её ценностями уже было в истории «Факела» – в 80-е годы прошлого века «Сцены у фонтана» Семёна Злотникова ставились на подмостках театра. Тогда в спектакле играли те, кого сегодня можно назвать «ветеранами театра»: Людмила и Анатолий Процик, Андрей Трусов, Николай Щербаков, Александр Полевой, Михаил Чередниченко, Михаил Хлебников.
– В суматохе сегодняшних будней, когда всё порушено, когда непонятно, как в этом хаосе разбираться и на что опираться, – продолжает Александр Иванович, – пьеса остается современной. В 80-е она тоже была актуальна: коммунистическая идеология никак не соприкасалась с ценностями, которые прописаны, скажем, у Льва Толстого, у Достоевского – у наших великих русских умов. От этого несопряжения возникали парадоксальные, пародийные вещи, как они возникают и сегодня.
Семён Злотников, оценивая, каким образом классика вписывается в современную жизнь, полностью соответствует предмету исследования нынешнего фестиваля-лаборатории. Кстати, общая тема МЛТЦ-2023 тоже подразумевает возвращение к старому, доброму, вечному – «Возрождение традиций русской театральной школы».