Работа Международного летнего театрального центра «Ольхон 2023» завершилась только неделю назад, а повседневные заботы уже активно наполняют жизнь его участников. И ценные дни на театральном острове как будто отодвинулись в памяти, потеряв при этом не одну важную деталь. Этот материал поможет снова перебрать одно за другим, как чётки, события восьми дней XXIII Международного фестиваля любительских театров «Сибирская рампа 2023» имени Юрия Авшарова.
Сдвиг во времени и пространствеНачинать что-то заново всегда сложно, особенно если речь идёт о театральном фестивале, да ещё с международным именем и двадцатилетней историей… За всё время существования – с 2000 года – он не приезжал в Хужир только два раза – по крайне важным причинам. В первый раз, в июле 2005 года, «Сибирская рампа» осталась на «большой земле», а вернее, на одной из турбаз Малого моря, потому что в это время на остров Ольхон проводили электричество. А во второй – в 2020-м – из-за пандемии коронавируса, когда повсеместно были отменены любые массовые мероприятия.
В 2023 году организаторы – Ангарская городская общественная организация «Творческие Театральные Мастерские» и народный театр «Факел» Дворца культуры «Нефтехимик», возглавляемый Александром Кононовым, – перенесли фестиваль из Хужира, туристического центра Ольхона, в соседние Харанцы, которые пока с полным основанием можно назвать «краем непуганых коров». Пара магазинов, тройка кафе и несколько турбаз справляются с небольшим количеством туристов, которых приводит сюда стремление напитаться энергетикой Байкала в спокойной обстановке.
Правда, благодаря нынешнему фестивалю население Харанцов с 9 по 16 августа увеличилось аж в четыре раза. Своеобразный «демографический взрыв» устроили артисты из 21 любительского коллектива со всей страны – от Екатеринбурга до Хабаровска. Нашлось и новое «сакральное» место на берегу, близ мыса Харанцы, для торжественного открытия фестиваля, куда театралы прошествовали через весь посёлок.
А ещё Харанцы – то самое место, где можно посмотреть, как самолёты садятся! Аэродром «Хужир» находится в черте посёлка, и участники «Сибирской рампы» смогли визуально оценить регулярность авиасообщения с Иркутском и Улан-Удэ.
Не оправдались тревоги и по поводу переноса сроков работы МЛТЦ: август был дружески настроен к театралам, которые успели и помёрзнуть ночами, и подгореть на дневном солнце, и вымокнуть под дождём, и всласть накупаться в Байкале. Кстати, на нынешнем «фестивале без крыши» никому не пришлось играть спектакль под дождём, хотя каждый год находилось один-два таких коллектива. В этом году «залило» только финальный капустник. А уменьшение количества дней фестиваля сказалось на плотности его событий, повысило работоспособность участников. Четыре-пять спектаклей в день, плюс мастер-классы под руководством педагогов, плюс репетиции – нормальная ситуация.
Правда, при этом выпала традиционная фестивальная рубрика знакомств театров «В гостях у Турухтана», которую организаторы планировали переформатировать в «тихие вечера у костра». Но для артистов, даже любительских театров, знакомство не является проблемой, к тому же у них для этого были мастер-классы.
«Щука» vs ГИТИСПроводить для участников «Сибирской рампы» мастер-классы в этом году приехали как знакомые, так и новые театральные педагоги.
Сколько раз был на Ольхоне Олег Снопков, актёр, преподаватель кафедры актёрского мастерства ВГИК, кафедры сценической пластики РАТИ/ГИТИС, постановщик трюков, сценического фехтования, пластики в театре и кино, он и сам затрудняется сказать. Достаточно, чтоб его искренне любили и всегда с радостью ждали на фестивале, а сам повелитель палок и теннисных мячей при первой возможности отправлялся купаться в Байкале.
Если Олега Ивановича можно назвать фестивальным старожилом, то Владимир Токарев высадился на дикие берега Ольхона с первым театральным десантом в 2000 году в качестве актёра народного театра «Факел». И вот уже несколько лет Владимир Николаевич, актёр, педагог Детского музыкального театра юного актёра, педагог в детской профессиональной тренинг-студии кино «Актёр», приезжает сюда как наставник. С ним занимаются актёрским мастерством самые юные участники фестиваля.
Ещё одна воспитанница ангарского «Факела», которая много раз была участницей МЛТЦ «Ольхон», – Наталья Беляева, актриса театра кукол в городе Ярославле, а теперь и режиссёр. Наташа впервые примерила мантию педагога: на её занятиях театралы учились создавать планшетную куклу из подручных материалов и «оживлять» её, а также использовать приёмы театра кукол в драматических постановках.
Дебют в качестве педагога «Сибирской рампы» в этом году и у выпускницы «Факела», а ныне – студентки четвёртого курса Иркутского театрального училища Розы Ивановой. Роза взяла на себя тренинг по сценической речи, которой обычно пренебрегают театралы-любители.
И наконец – впервые на байкальском театральном острове – двое новых педагогов из Москвы!
Александр Фадеев, которого рекомендовала Юлия Авшарова, дочь одного из отцов-основателей МЛТЦ «Ольхон», – старший преподаватель кафедры мастерства актёра театрального института имени Бориса Щукина. Он занимался с артистами фестиваля по системе четырёх «В» (классический подход Вахтанговского театра): внимание, воображение, вера и воля.
А режиссёр, актёр Московского драматического театра имени Марии Ермоловой, художественный руководитель театра «Вне… Театр» Григорий Южаков работал с энергетикой и подсознанием театралов. Со стороны могло показаться, что это магия, – настолько необычным был мастер-класс Григория Александровича! – а это только подробные упражнения на актёрское восприятие и внимание к партнёру, разве что с непривычной точки зрения.
Одно из ночных обсуждений спектаклей у костра (тоже традиция фестиваля) вылилось в незапланированный мастер-класс, на котором Александр Фадеев и Григорий Южаков на примере чеховской «Чайки» показали, как режиссёрам начинать работу над любым спектаклем. Причём сами педагоги удивились, что, будучи представителями двух ведущих театральных вузов страны – «Щуки» и ГИТИСа, с их традиционно соперничающими подходами к режиссуре, – они могут слаженно работать над пьесой, дополняя друг друга и не противореча великому Станиславскому! Ну а дружеская пикировка Александра Михайловича и Григория Александровича по поводу «школ» стала бонусной изюминкой фестиваля.
Театр, театр, театр…Состав участников «Сибирской рампы» на этот раз удивил. Как будто звёзды сошлись над новым местом проведения фестиваля: в Харанцы приехали многие из тех, кто давно не бывал на Ольхоне. Как, например, театр «ШуМиМ» из Омска, которым руководит режиссёр Анна Козловская. Кстати, её интерпретация чеховской пьесы – blackлоунада «ОтЧайка» – получила диплом за лучшую режиссёрскую работу и лучшую сценографию.
Собрались театры, которые в разные годы увозили с фестиваля награду за лучший спектакль: «Апельсин» из Хабаровска, «Красный цветок» из Перми, «Dействующие Lица» из Кемерово, «SmileЛиК» из посёлка Чунский. И, конечно, ангарские театры – «Факел» ДК «Нефтехимик» и «Родничок» Дворца творчества детей и молодёжи. Понятно, что привезённые ими работы зрители «Сибирской рампы» ждали с особым нетерпением. И ожидания не были обмануты.
Были и новые коллективы, которые порадовали театралов. Открытием нынешнего сезона фестиваля стал удивительный инди-театр «CHOZA» режиссёра Натальи Банниковой из Томска. Её спектакль «История Эдварда» по повести Кейт ДиКамилло был последним в программе фестиваля и чуть не спутал сложившуюся картину результатов членам жюри. Постановка заняла верхнюю ступеньку на пьедестале почёта, став лауреатом первой степени среди взрослых коллективов. А актёр Егор Денисов получил диплом за лучшую мужскую роль «Сибирской рампы».
– Я работаю в зрелищном центре «Аэлита», у меня там театр «Лес», который показывал на фестивале спектакль по произведениям Даниила Хармса, – пояснила Наталья Владимировна. – А в нерабочее время у нас с Фёдором Татарским, который играл в обоих спектаклях, выпочковался ещё один театр, нерегламентированный: он никак не связан с работой, не имеет своего места, на постановки мы скидываемся. Нет «головы», которая финансирует, но и диктует, что нужно делать. Там мы делаем то, что хочется. Поэтому и «инди-театр» – от слова independent, «независимый», а «CHOZA» можно интерпретировать по-разному, но по-испански, например, это «хижина».
Наталья на фестивале второй раз. Одиннадцать лет назад она приезжала на Ольхон в качестве актрисы центра «Аэлита» и режиссёра спектакля «Зоки и Бада», который шел в off-программе. Она и её актёры уверены: Ольхонский фестиваль – самый подходящий формат для их постановок.
Как не сказать о спектакле «Упрямый козёл» по сказке Дмитрия Мамина-Сибиряка школьного театра «Кураж» посёлка городского типа Прогресс Амурской области!
Отчаянной, как в последний раз, игре подопечных режиссёра Елены Русановой театралы отдали приз зрительских симпатий, а эксперты – место лауреата первой степени среди детских коллективов, дипломы за «сказочный актёрский ансамбль» и за «лучшее исполнение экшн-сцен».
«Завтра была война – сегодня будет Гран-при»С таким заголовком вышла 16 августа фестивальная газета с итогами «Сибирской рампы 2023».
Все годы существования МЛТЦ штаб фестиваля выпускает газету «Пир вдохновения», где освещаются будущие спектакли с указанием времени и места их показа. На Ольхоне это может быть как очищенный предварительно от коровьих лепешек двор заброшенной школы, так и продуваемый всеми ветрами берег Байкала.
Название спектакля ангарского образцового театра-студии «Родничок» вынесено в заголовок неслучайно: постановка режиссёра Тагира Хамитова «Завтра была война» по повести Бориса Васильева стала обладателем Гран-при МЛТЦ «Ольхон 2023». Кроме того, Оксана Дубовик, бессменный педагог «Родничка» по вокалу, получила диплом «За лучшие вокальные номера»: слушатели были поражены исполнительским мастерством «родничат».
Здесь лучше обратиться к публикации на страничке театра во «ВКонтакте»: «Это именно тот случай, когда «тяжело в учении – легко в бою», ведь таких тяжёлых репетиций давненько не было. И после, с таким огнём в глазах, с таким азартом ребята вышли на сцену и поймали такую связь с залом, что любая шутка была воспринята на ура! Сам спектакль очень сложно сделать с технической стороны, ведь количество перестановок внушительное, но и с этим мы справились. Мы доказали, что мы единый коллектив – родничок, который будет течь всегда вперёд, несмотря на все преграды в пути. И эти эмоции после спектакля, когда ты видишь реакцию зала, когда жюри на обсуждении говорят, что это работа на уровне выпускного курса театрального института, – их не передать словами, их надо прочувствовать. Такого спектакля уже не будет – будет немного изменённый состав, другие эмоции, ведь нельзя войти в одну реку дважды, но эта атмосфера, Байкал, помогли нам достигнуть пика своих возможностей».
Чем ещё запомнится фестиваль «Сибирская рампа 2023»?Ароматом чабреца и полыни и, конечно, песней про Харанцы, которую придумал тот же «Родничок» на мотив «Казаков в Берлине» братьев Покрасс! Она по-настоящему победная, поскольку была написана в первый мирный день – 9 мая 1945 года. В первый раз актёры «Родничка» исполнили свой хит во время показа визитки на мысе Харанцы. Затем на песню сняли клип, а театру вручили диплом «За музыкальный мотив фестиваля», от которого не так просто отделаться!