Необычная экспозиция появилась в прошлую пятницу, 11 марта, в выставочном зале городского музея – стеклянный стенд, наполненный куклами. Но не простыми, а традиционными русскими тряпичными куклами: обереговыми, обрядовыми и игровыми. Впрочем, грань между ними так тонка и непостоянна, что даже автор выставки художница и рукодельница Дина Курочкина затрудняется ее провести.
Любовью к русской тряпичной кукле она «заболела» еще во время учебы на факультете изобразительного искусства ИрГТУ. Наверченные из лоскутов, собранные воедино без ножниц и иглы, лишенные глаз (чтобы нечистая сила не вселилась), но обладающие недюжинной внутренней силой и – каждая своим – характером, сегодня они во множестве населяют комнату Дины. Но, по ее словам, несмотря на то, что в экспозиции несколько десятков различных тряпичных экспонатов, здесь не удалось представить даже основные виды русской традиционной куклы – всего их насчитывается около пятисот.
Точных сведений о них мало, но исследователи считают, что одной из самых древних кукол была зольная: ее голова наполнялась золой из родного очага. Ее дарили на свадьбу или вручали тем, кто уезжал далеко от дома – например, на войну. Сила домашнего очага хранила своих хозяев.
В экспозиции зольная кукла занимает место рядом со свадебными неразлучниками и «Красотой». По соседству – на полке для кукол, символизирующих подготовку к взрослой жизни, – стоят «Желанница» и «Званка-желанка». Эти куклы из разных уголков России имели одно предназначение: считалось, что, если хорошенько их попросить, они могли исполнить желание. Есть здесь женские куклы-перевертыши («Девка-баба») и мужская двуликая кукла «Кузнец Фрол» – «заказ» на жениха.
Пригождалась кукла и после беззаботного девичества. «Десятиручку», сделанную из лыка, дарили молодой жене, чтобы все успевала по хозяйству. Вертели кукол, если в браке долго не было детей: они должны были на ментальном уровне объединить женское и мужское начала. «Капустка» согревала колыбельку родившегося малыша. Мать давала ребенку поиграть «Покосницей», пока работала в поле. «Кубышку-травницу» дарили на здоровье, а зерном, которым была набита «Зерновушка», можно было накормить семью в голодный день. Представлена на выставке и самая первая кукла, которую учился делать ребенок, – «отдарок» на подарок, развивавший мелкую моторику маленьких ручек.
Дину Курочкину часто спрашивают: «срабатывают» ли сегодня связанные с куклами верования наших предков. Она всегда отвечает отрицательно – с тех пор обереги превратились в игрушки, – но тут же замечает, что эти куклы все еще обладают сильной энергетикой.
– Хочется, чтобы люди больше знали о традиционной тряпичной кукле, – говорит мастерица, – ведь это наше, русское. Мы готовы заполнить свой дом неоригинальными китайскими вещами часто сомнительного качества, вместо того чтобы сесть и сделать что-то рукотворное, родное. Кроме того, в народной кукле заложено много мудрости, большая смысловая нагрузка.
В день открытия выставки Дина провела мастер-класс для пятиклассников из школы №31. Ребята под ее руководством учились «вертеть» самую простую в изготовлении куклу – «Капустку» (или «Рванку»), воплощающую образ берегини, богини-матери. Не знаю, удалось ли пробудить в них интерес к своим корням, но трудились они увлеченно, и в результате каждый унес с собой тряпичный оберег.
Познакомиться с малоизвестной исконно русской традицией можно до конца месяца – экспозиция будет работать до 28 марта.