Главное, чем запомнится XXVIII Открытый областной фестиваль любительских театров «Театральная осень на Байкале 2023» имени Леонида Беспрозванного, – насыщенность. Об этом говорили все: участники, члены жюри, организаторы и зрители – те, кто приехал на фестиваль в первый раз, и особенно те, кто бывает здесь каждый август.
Плотность событий нынешней «Театральной осени на Байкале» была обусловлена рядом факторов, основной из которых – сокращение сразу на два дня и без того не слишком длинного фестиваля. Он начался в понедельник, 28 августа, а днём в пятницу, 1 сентября, театралы разъехались по домам. Кто-то уехал накануне Дня знаний – многие актёры и режиссёры, будучи педагогами, заняты в первосентябрьских линейках. А на афише возле столовой турбазы, на большом баннере, изготовленном художником фестиваля Вячеславом Прошиным, были указаны совсем другие даты: 28 августа – 31 сентября. Сколько шуток о фестивале мечты породила эта прекрасная опечатка!
В итоге за четыре фестивальных дня на турбазе «Утулик» участники семи театральных коллективов из Ангарска, Иркутска, Байкальска, Железногорска-Илимского и Нижнеудинска показали восемь спектаклей. Кроме того, посетили три мастер-класса от членов экспертной комиссии. Позанимались сценическим движением с актёром театра кукол, режиссёром и театральным педагогом Александром Поветкиным (Иркутск), повторили азы режиссуры с режиссёром, заслуженным деятелем искусств РФ Натальей Корляковой (Томск) и побывали на открытой репетиции по рассказу Валентина Распутина «Рудольфио» режиссёра, театрального педагога, профессора Валерия Зиновьева (Санкт-Петербург), который показал, как работал с труппой его учитель – народный артист России Зиновий Корогодский.Несмотря на короткий фестиваль, состоялись две встречи в театральной «Палатке №6» в рамках так называемой «off-программы». Это, прежде всего, вечер памяти, посвящённый 90-летию со дня рождения легендарного режиссёра народного театра «Чудак» и основателя «Театральной осени на Байкале» Леонида Беспрозванного. А также встреча с гостем фестиваля – драматургом и журналистом из Санкт-Петербурга Еленой Радченко.
Творческий вечер Елены Юрьевны прошел 29 августа, сразу после спектакля «Квартира для расставаний» театра «Зеркало» из Железногорска-Илимского, созданного по написанной ею пьесе. Впервые в истории «Театральной осени» на спектакле присутствовал автор! А режиссёр театра Ирина Бушуева стала первой, кто поставил эту пьесу в нашей стране. Это добавило остроты зрительскому восприятию, а на встречу в «Палатку №6» театралы шли с особым чувством. Кроме того, жюри вручило театру «Зеркало» специальный приз – «за освоение современной драматургии».
Честь открывать «Осень на Байкале 2023» выпала театру кукол «Алёшка» ангарской школы №4. «Свистать всех наверх!» по сказке Сергея Козлова стал единственным детским спектаклем фестиваля. Подопечные Алексея Пермякова во главе с режиссёром играли в Байкальском народном театре, став, таким образом, первым ангарским коллективом, поднявшимся на сцену нового здания театра «Люди». Алексей Александрович посвятил спектакль памяти своей первой учительницы Людмилы Ивановны Карнауховой, которая жила в Байкальске. По итогам фестиваля он получил диплом победителя конкурса актёрских работ имени «Бабы Кати» – заслуженной артистки РФ Екатерины Барановой – за роль Волка.
Символично, что байкальские «Люди», взявшие для постановки повесть Валентина Распутина «Последний срок», получили две «Бабы Кати» именно за образы «распутинских старух» – Анны и Мироновны (роли исполнили Тамара Миронова и Нина Жердева).
Ещё одна награда конкурса актёрских работ уехала в Нижнеудинск с театром «Экспромт», давним другом фестиваля, не пропустившим ни одного из 28 сезонов. Её получила режиссёр Галина Каминская, вышедшая на сцену впервые за двадцать лет! Галина Викторовна играла бабушку, но это была испанская бабушка, которая и станцевать может, и с бандитом лицом к лицу встретиться. Играла так, что оторвать глаз от неё было невозможно. Члены жюри на обсуждении шутили, что эта бабушка влюбила в себя всех мужчин фестиваля. Галина Викторовна не намерена останавливаться на достигнутом и уже примеряет роль «странной миссис Сэвидж».
Много лет в Утулик приезжает театр-студия «Шкода» из ангарского микрорайона Китой (школа №11). Режиссёр Ольга Горбунова выбирает для постановки произведения, заставляющие задуматься, и не боится трогать острые темы. На этот раз «Шкода» привезла спектакль «Пропавший слух эпохи» – об утрате культуры чтения современным обществом. Исполнительница роли Эры Николаевны – Анна Маркосенко – получила награду за актёрскую работу, причём не в первый раз на «Театральной осени».
Две работы показали на фестивале актёры театра «Чудак» и привезли в Ангарск четыре диплома. Памятуя о традициях «Театральной осени» времён Леонида Владимировича, в качестве альтернативы «цветаевской ночи», был проведён час поэзии «Не пряча оголённых чувств». Великолепная музыкально-поэтическая композиция, представляющая собой воображаемые диалоги знаменитых поэтов ХХ века, составлена актёром «Чудака» Сергеем Метёлкиным. Но главной постановкой театра стало «Собачье сердце» – давняя любовь режиссёра Александра Говорина.
На жюри произвела впечатление работа «чудаков». Специальный приз получил автор инсценировки булгаковской повести Георгий Крюков, исполнивший в спектакле роль энкавэдэшника-интеллигента. Ещё один спецприз жюри вручило актёру Максиму Прокошеву за создание образа Существа – Клима Чугункина, который выступал в этой истории «кукловодом». Безусловными победителями конкурса актёрских работ имени «Бабы Кати» стали Владимир Путято и Антон Бочкарёв, исполнившие роли профессора Преображенского и Шарикова.
«Самая большая, огромная «Баба Катя», как выразилась Наталья Корлякова, была вручена преданному другу фестиваля – народному театру «Предместье» из Иркутска (художественный руководитель – Лариса Серикова-Киркица) – за актёрский ансамбль в спектакле «Старосветские Ромео и Джульетта».
Эксперимент-фантазия в постановке Валерия Шевченко и Елены Орловой удался на славу. Чудесный гоголевский текст украсил пантомиму с элементами клоунады. И кто бы мог подумать, что столь непривычными средствами можно так трепетно и уважительно рассказать историю любви старосветских помещиков!
«Театральная осень 2023» выдалась на редкость тёплой. Этому и погода поспособствовала, и собравшийся на фестивале «ближний круг». Он с радостью принял нового друга – актёра, режиссёра и театрального педагога Александра Поветкина, два года назад переехавшего в Иркутск из Читы.
– Для меня этот фестиваль стал огромным открытием, – признался перед отъездом Александр Сергеевич. – Каждый день, каждый спектакль, каждый коллектив загорались, как звёзды в небе, и это было превосходно. Очень любопытно, интересно, здорово! Было бы приятно ещё раз здесь оказаться!
Думаю, все участники фестиваля согласятся с этими словами. До новых встреч на берегу Утулика!