Изъеденные грибком стены, проваливающийся от сырости потолок, рассыпающиеся от ветхости деревянные рамы в душевой, перемотанные скотчем неработающие краны, болтающиеся на одной скрипучей петле подъездные двери – вряд ли можно назвать нормальной жизнь в подобных условиях. Здания бывших общежитий полны людей и коммунальных проблем, которые копятся тут не одно десятилетие. На днях по просьбе местных жителей мы побывали в доме №6 в 88 квартале. «Экскурсия» получилась наполненной зрелищами и запахами.
…Когда-то в молодом и активно строящемся Ангарске практически у каждого предприятия были ведомственные общежития, куда заселялись молодые сотрудники. Уже тогда это жильё считалось временным – чем больше стаж, тем ближе была очередь на получение квартиры. В 90-е годы эта система рухнула вместе с экономикой страны. Обанкротившиеся заводы лишились средств на содержание общежитий. В нулевых решено было наделить эти жилые здания статусом многоквартирных домов. При этом техническое состояние строений уже тогда было неудовлетворительным. А дальнейшая их эксплуатация без проведения текущих ремонтов только усугубила ситуацию. И теперь в центре нашего благоустроенного города находится несколько десятков зданий в самом плачевном состоянии – жилищные болотины на карте Ангарска.
«Шестёрка» в 88 квартале – наглядный тому пример. Она, как и 12 других бывших общежитий, обслуживается УК «ЭкспрессКомплекс+». Вернее, стоит на их учёте. Потому что качество обслуживания, мягко говоря, оставляет желать лучшего.
За скрипучей дверью подвала прячутся душевые. Здесь регулярно случаются аварийные течи, из-за чего сыростью пропитано не только помещение моечных, но и комнаты над ними. Чтобы пол не покрывался грибком, жильцы за свой счёт покупают вентили, шаровые, прокладки. Местные трубы, перемотанные изолентой и оболваненные монтажной пеной, представляют собой «шедевры» арт-искусства.
Поднимаемся на первый этаж, а вернее будет сказать – в квартиру №1. Потому что при наделении общежития статусом жилого дома каждый этаж был опредёлен как квартира с 34 комнатами. Такая нумерация прежде всего выгодна коммунальным службам, поскольку собственники теперь оплачивают содержание и длинного коридора, и туалетов, и кухонь, и моечных. Самих жильцов такая коллективная ответственность не устраивает, потому что люди здесь живут разные и по-разному. Многие комнаты сдаются, а арендаторы общее имущество не берегут и порядок не поддерживают. В итоге – разбитые окна, сломанные краны, грязные, замусоренные полы и подоконники. Потолки и стены опутывает паутина частично оголённых проводов. Электрощиток на лестничной площадке давно вывалился из стены, демонстрируя всё своё содержимое. Удивительно, что энергия от него всё ещё питает редкие коридорные лампочки! Люди говорят, что в комнатах проводка очень ветхая, розетки от малейшего перенапряжения горят и плавятся. «Если сможете, отправьте к нам, пожалуйста, представителей пожнадзора, – просят жильцы. – Мы покажем им эти клубки проводов – когда сами красили стены в коридоре, на свой страх и риск смотали их в кучу, чтобы они не касались пола, а то дети дергают».
Выход на запасную пожарную лестницу заколочен – мы попали туда, отогнув пару гвоздей. Стены здесь давно и бесповоротно оккупировал грибок: плесень глубоко въелась в сырой бетон. В этой части здание особенно напоминает заброшенное. Но, увы, оно плотно населено людьми. Многие живут здесь по нескольку десятков лет, и у каждого своя история заселения.
«Когда родителей не стало, мне было 12 лет, через три года умерла воспитывавшая меня бабушка, и я осталась сиротой. Конечно, никто в то время квартир не давал таким, как я. Выживали как могли, – рассказывает Елена Савинова. – Когда 25 лет назад я с двумя детьми приехала в Ангарск, администрация предоставила мне комнату здесь. 12 метров всего, но нам хватало. В общежитии порядка было куда больше, чем сейчас. При входе работала вахта, двери на ночь закрывались, оплату собирали, чистоту поддерживали. А квартира на 34 комнаты – это ужасно: никто ни за что не отвечает!»
Комната Елены Савиновой находится на третьем этаже – в квартире №3.
Пожалуй, самой неблагополучной из четырёх имеющихся. Воды горячей в мойках нет – отключили из-за очередного прорыва трубы. Точно так же поступили минувшей зимой: коридорная батарея дала течь, и люди в самые морозы на две недели остались без отопления. Обмотанная скотчем неработающая раковина – ещё одно сантехническое «чудо» бывшего общежития. Но самые незабываемые аромавпечатления можно получить от посещения туалетов.
«Вот уже несколько недель у нас не работает слив, – рассказывает Елена Александровна. – У меня есть своя кабинка, я закрываю её на ключ и туалет посещаю с ведром воды. А возле – открытые кабинки общего пользования. Запах стоит такой, что рядом невозможно находиться. Сейчас, когда отопление дали и в санузле стало жарко, задыхаемся просто. Никуда от этой вони не спрятаться! Я буду вызывать сантехника за деньги, но вряд ли мои соседи-арендаторы станут платить по 5 тысяч за ремонт неработающих унитазов. Так что полностью проблему решить не получится».
А как её решить? Кажется, ответа на этот вопрос не знают и в высоких ведомствах. Елена Савинова ходила на приём к председателю Думы АГО Александру Городскому, обращалась к депутату по округу Андрею Козлову, писала в комитет по ЖКХ администрации и в жилнадзор. Весной этого года вопрос о проблемах проведения ремонта в бывших общежитиях наконец-то рассмотрели на комиссии Думы по ЖКХ, транспорту, предпринимательству и сельскому хозяйству. Всего в Ангарском округе около 40 бывших общежитий, в том числе секционного типа. Выполнять ремонт мест общего пользования за счёт средств Фонда капитального ремонта не позволяет законодательство. Это общее имущество собственников квартир, поэтому ремонтировать эти помещения должны сами жильцы. К тому же вхождение бывших общежитий в эту программу находится под большим вопросом. Ведь, как известно, многоквартирные дома включаются в региональную программу по капремонту, когда в них пять и более квартир. А в четырёхэтажных бывших общежитиях их четыре.
На том заседании депутаты высказали предложение проводить работу с жильцами по увеличению тарифа или сбору дополнительных взносов для того, чтобы на эти деньги выполнить ремонт. Проблема в том, что тариф на содержание жилья в таких домах и так немаленький. К примеру, в той же «шестёрке» 88 квартала он составляет 49 рублей за квадратный метр! С учётом включения в площадь каждой комнаты мест общего пользования ежемесячная плата за 12-метровую комнату приравнивается к плате за полноценную двухкомнатную квартиру. Куда ещё больше?
Второй предложенный вариант – разработка мероприятий по проведению текущих ремонтов мест общего пользования (приоритетно – санузлов) за счёт средств местного бюджета.
В итоге депутаты решили направить обращение в Ассоциацию муниципальных образований Иркутской области, чтобы на уровне региона обозначить проблему по выполнению ремонта в общежитиях с количеством квартир менее, чем пять, для дальнейшего включения их в программу Фонда по капитальному ремонту.
Мы же хотим заострить внимание власти вот на какой проблеме: это низкий (нижайший!) уровень обслуживания бывших общежитий. Они дряхлеют и разрушаются не столько от срока эксплуатации, сколько от грязи и отсутствия своевременных косметических и текущих ремонтов. Расположенные по соседству с ними обычные жилые дома тех же годов постройки находятся совсем в другом состоянии. А тут впору вести речь о признании зданий аварийными, опасными для проживания – что, собственно, уже и случилось с домом №30 в 89 квартале. В управляющей компании ссылаются на большую задолженность, числящуюся за каждым таким домом. Значит, пусть взыскивают с должников в судебном порядке! Почему не имеющие коммунальной задолженности соседи должны быть заложниками ситуации?
В настоящее время в доме №6 нет ни уборщицы, ни дворника. Здание зарастает мусором внутри и снаружи. При этом в договоре обслуживания есть строки о проведении влажной уборки центрального и запасного входа и душевых, о мытье стен, тамбурных дверей и окон на лестничных площадках, о протирке дверей и отопительных приборов! Сюрреализм да и только! К сожалению, только так можно цензурно охарактеризовать качество жизни людей в бывших общежитиях Ангарска.