Одна из самых важных задач, стоящих перед районной властью, – найти дополнительные источники пополнения бюджета. Этими вопросами занимается бюджетная комиссия, возглавляемая Светланой Кажаевой. Депутаты, входящие в состав этой комиссии, заседают чаще всего – 2-3 раза в неделю (в отличие от других думских комиссий, которые собираются, к примеру, раз в месяц). Дополнительные источники финансирования – это недвижимость и земельные участки. Поэтому бюджетная комиссия плотно занимается инвентаризацией. Проверяется каждый объект недвижимости. Комиссия смотрит, какова арендная плата, условия, вовремя ли арендатор вносит плату и т.д. С некоторыми арендаторами отношения будут расторгнуты – речь идет о тех объектах муниципальной недвижимости, которые необходимы для выполнения муниципалитетом своих полномочий. При обследовании объектов недвижимости, находящихся в аренде, бюджетная комиссия убедилась, что многие арендаторы до последнего затягивают оплату аренды (до двух месяцев), заведомо согласны на пени. Бюджету это невыгодно. Второй момент – объекты недвижимости ветшают. Поэтому некоторые из них выгоднее продать, чем продолжать сдавать в аренду на таких условиях. Из этих соображений решено увеличить план приватизации имущества на 2011 год. Первоначально в него входило 12 объектов, сейчас их количество выросло до 23. Будут проданы с аукциона магазин «Восход», аптечный склад в 81 квартале, ТД «Север», военторг, кинотеатр «Родина», турбаза «Энтузиаст», экспериментальный цех ЖБИ №1 в 124 квартале, нежилое помещение в 15 микрорайоне, дом 5 (помещение 172), и т.д.
Кроме того, будут расторгнуты арендные отношения с арендатором магазина «Октябрьский». Видимо, придется это делать через суд: это здание необходимо для выполнения полномочий районной власти.
Кроме простой приватизации через аукционы, бюджетная комиссия занимается и вопросами приватизации объектов недвижимости через преимущественное право. Если частный предприниматель арендовал объект недвижимости площадью не более 700 кв.м в течение двух лет и более до 2008 года, был добросовестным арендатором, он имеет преимущественное право приватизации. Подобные заявки уже поступили в бюджетную комиссию. Были выезды на место, при проверке выяснились интересные факты. Один предприниматель, что называется, «спрятал» около 100 кв.м арендуемой площади, и теперь суд будет разбираться, кто же подделал технический паспорт объекта недвижимости. Еще у двоих предпринимателей, как выяснилось, оказались неузаконенные перепланировки. Кроме того, один из них сдал арендуемые площади в субаренду, не поставив КУМИ в известность... В общем, бюджетной комиссии предстоит немало работы: будут выезды на места, замеры площадей и т.д. Тем предпринимателям, которые намерены ввести членов бюджетной комиссии в заблуждение, будет не просто отказано в приватизации через преимущественное право, а будет ставиться вопрос о возбуждении уголовного дела...
Еще одна важная сфера деятельности членов бюджетной комиссии – муниципальное имущество, находящееся в хозяйственном ведении и оперативном управлении. Это косвенный источник пополнения бюджета. Предприятия, используя данное имущество, получают для себя доходы, значит, из бюджета на их содержание уйдет меньше денег.
Сегодня принято решение о повышении базовой ставки арендной платы на 15 процентов. Тем, кто сдает арендуемое муниципальное имущество в субаренду, действующий коэффициент субаренды 1,2 увеличится на 30 процентов. Это решение пройдет через Думу, на заседании бюджетной комиссии депутаты проголосовали за него единогласно. Эти меры оздоровят ситуацию в целом – некоторые чрезвычайно расторопные предприниматели лишатся возможности наживаться на сдаче муниципального имущества, ничего не вкладывая в него.
Когда бюджетная комиссия досконально разберется со всеми объектами муниципальной собственности, подойдет черед заняться земельными участками.
Бюджетная комиссия занимается и другими серьезными вопросами. Один из них касается школ и дошкольных детских учреждений. Это очень объемная работа, и она требует выездов на места. Сидя в кабинете, такие вопросы не решить, ситуацию нужно увидеть изнутри и максимально объективно. На основе этого анализа будут сформированы конкретные программы в бюджет 2012 года, станет ясно, в каких областных и федеральных программах может участвовать муниципалитет.
Что выявили выездные заседания бюджетных комиссий по дошкольным детским учреждениям? О чем шла речь в беседах с руководством д/у, коллективами, родителями детей?
За счет родительских средств оплачивается не только ремонт групп, но и ремонт пищеблоков, лестничных маршей. Закупаются игрушки, моющие средства, канцтовары, мебель, шторы, постельное белье, а также методическая литература. Как видим, перечень того, в чем нуждаются детские сады, постоянно растет. И это не блажь заведующих учреждениями – средства на эти цели в бюджете не заложены.
Среди проблем педагогического коллектива как главную выделили текучку кадров. Причина – низкая зарплата и отсутствие жилья. Сегодня средний возраст работника дошкольного и школьного учреждения – 45-55 лет. Притока молодых кадров практически нет.
Что еще выявлено на встречах? У медперсонала д/у не набирается медицинский стаж (в рамках своих полномочий муниципалитет может решить эту проблему), нет педстажа у психолога и инструктора по физкультуре. Нет финансирования на охрану труда. Не выделяются деньги на спецодежду для дворников, деньги на медосмотры. Не получают компенсацию за вредность повара, прачки, уборщицы. Не проводится аттестация рабочих мест. Повара к 6 часам утра идут пешком на работу – подвоз не организован. Много лет не повышали размер компенсации за методическую литературу: что сегодня можно приобрести на 100 руб. в месяц?
Сегодня родители вынуждены оплачивать работу специалистов, которые обслуживают компьютеры. Не организована доставка песка в песочницы в дошкольные учреждения. За эту услугу отдельно платят родители. Как и за уборку снега с крыш садиков.
Что касается ремонтов зданий, в них нуждаются практически все детские сады. Выявленные проблемы говорят о системности. Требуется замена оконных блоков, проводки. Очень плохие отмостки. Отдельная больная тема – плоские крыши. Они текут, и это сводит на нет усилия по выполнению косметических ремонтов в группах, на лестничных маршах и т.д. Как следствие появляется грибок.
Денег на скатные крыши нет. Это дорогое удовольствие. Есть другой выход – использовать новые технологии. Жалуются, собственно, не на саму плоскую крышу, а на водослив. Для решения данной проблемы нужны современные технологии и материалы.
Свои, особые, проблемы есть у Савватеевской школы и детсада. Летом там не работает котельная, нет горячей воды. Нужно приобрести бойлер.
В одном из садов города стоит прибор учета тепла, он показывает огромные потери – это результат того, что здание не утеплено. Эту проблему также нужно решать. Есть жалобы на плохую вентиляцию, полы.
Поменялись СНиПЫ, пожарные требуют, чтобы стены дошкольных учреждений были не оклеены обоями, а окрашены. Такой ремонт влетит родителям в копеечку. Есть более дешевое решение проблемы – оклейка стен моющимися обоями. Пожнадзор это устраивает.
Какие еще высказывали претензии родители детей на встречах с членами бюджетной комиссии? По поводу питания детей: маленькие порции, блюдо часто подается в холодном виде, в меню мало свежих фруктов, но много консервированных. Однообразное меню зачастую не соответствует возрастным предпочтениям. Плохое качество сухого молока, а также мяса. Родителями и персоналом были озвучены и другие проблемы: не заложены расходы на приобретение лекарств, не организована утилизация использованных шприцев и ртутных ламп, безопасность детей в садах обеспечивается лишь тревожной кнопкой и бабушкой-вахтером.
Эти и другие выявленные бюджетной комиссией проблемы будут проанализированы и сведены в единый программный продукт. Решаться они будут за счет местного бюджета, а также через участие в областных и федеральных программах.