Над главным входом в школу №37 можно увидеть надпись «Имени Королькова А.М., Героя РФ». Ангарская школа является единственным в области образовательным учреждением, носящим имя ныне здравствующего Героя России. Полковник ВС РФ, участник второй чеченской войны, заместитель командующего ракетными войсками и артиллерией Московского военного округа Аркадий Корольков участвует в жизни школы, приезжая сюда на различные мероприятия. И каждый год лучшие ученики награждаются его именной премией за особые достижения в учёбе. А ещё 37-я школа – первая в области по внедрению в образовательный процесс профиля МВД и единственная в Сибирском федеральном округе с учебными классами Росгвардии. Хотя два десятка лет назад она ничем не выделялась среди прочих. Нынешние успехи учреждения напрямую связывают с её руководителем – Ольгой Желтоноговой. Мы побывали у неё накануне профессионального праздника и 55-летия СОШ №37.
– Спеша к вам на интервью, невольно вспомнила фразу: «В кабинет директора с родителями!» Я хоть и была отличницей в школе, но, как и все мои одноклассники, очень боялась оказаться «на ковре» у нашего грозного директора. Ольга Алексеевна, а вы строгий руководитель?
– Как директор я строгая и требовательная – и к себе, и к коллегам. Если я себе, к примеру, не позволяю опоздать на урок или завершить его раньше времени, отпустив детей, то и другие этого не сделают. Ну и не разрешаю учителям пугать учеников собой. Зачем эти вызовы в кабинет? Все вопросы можно решить на уровне классного руководителя, соцпедагога, заместителя директора. А вот как учитель я другая. Да, несмотря на то что 15 лет являюсь директором школы, продолжаю вести уроки геометрии в 10 и 11 классах. Мне нравится преподавать, общаться с детьми. Всегда держу в голове такую фразу: «Прежде чем стать детям учителем, стань им другом». Выдавая аттестаты, я лично знаю каждого выпускника – и это очень важно. Однажды подсчитала, что утром, придя на работу, по дороге в свой кабинет я поздоровалась 117 раз. Ученики и коллеги останавливают, желают хорошего дня, что-то рассказывают, о чём-то спрашивают. И ты приходишь уже заряженная хорошим настроением!
– Каким был ваш путь к директорству?
– Я вообще из семьи учителей, более того – моя мама 29 лет возглавляла школу в Усть-Уде. Однако в юности не мечтала пойти по стопам родителей. В те годы, когда я окончила школу №10, в Иркутске был открыт филиал Киевского института инженерной гражданской авиации – там-то я и хотела учиться. Правда, не сложилось. Вдобавок в период подачи документов разболелась сильно, так что мои бумаги в пединститут отнесла мама. Ну а выбор педагогической специализации – учитель математики, информатики и вычислительной техники – как раз не был случайным. Уже тогда я понимала, что информатизация – это очень перспективное направление. В 1990 году, после окончания вуза, устроилась работать в школу №15 в 6а микрорайоне. Она тогда была новой, её только сдали – в начале первого учебного года в классах при нас доски развешивали. Я отработала там 15 лет, и именно в той школе состоялась и выросла как учитель, получив высшую категорию. Я была первым педагогом в Ангарске, прошедшим курсы Интернет-центра, а также курсы по американской проектной технологии. По сути, компьютеры ещё не были распространены, а я уже умела на них работать. И это умение помогло написать проект по созданию электронного учебника по правилам дорожного движения и выиграть грант на сумму 200 тысяч рублей, которая позволила закупить для школы ноутбук, цветной принтер, цифровой фотоаппарат, сканеры и другое. Это был прорыв! Ну а я, отработав 15 лет в своей первой школе, получила приглашение в иркутский лицей, где почти сразу возглавила кафедру, а спустя год была назначена заместителем директора по современным образовательным технологиям. Это было очень интересно: связь с вузами, работа факультативов, исследовательская деятельность, информатизация образовательного процесса. Через некоторое время по личным обстоятельствам мне пришлось вернуться в Ангарск, и я устроилась учителем в гимназию №1. Помню, как в одном из классов увидела интерактивную доску, которая никем не использовалась. А я умела работать на таких и знала возможности этого оборудования. Конечно, стала её использовать на своих уроках. Ученики были в восторге! Потом интерес к этому проявила и администрация учреждения. В гимназию закупили ещё такие доски, я обучила работе с ними педколлектив. Чисто технически это не было ступенькой вверх по карьерной лестнице – я работала обычным учителем, но этот опыт дал мне понять, что, даже не имея больших возможностей для развития, я умею найти их. А Вселенная всё видит и поддерживает. Так и вышло. Однажды я собрала документы для участия в каком-то профессиональном конкурсе, понесла всё это в управление образования и там… получила предложение возглавить одну из двух школ на выбор – №37 или №38. Я выбирала, исходя из более удобной для меня транспортной доступности. При этом ничего не знала про учреждение. 21 января 2009 года я была представлена педагогическому коллективу как директор. И для меня началась новая страница жизни.
Сказать, что поначалу было трудно – ничего не сказать. Невероятно сложно! Предшественники оставили мне в наследство немало проблем. Большим сюрпризом стала и новость о том, что через три месяца школе предстоит пройти аккредитацию. А в том её состоянии это было практически невозможно! Перво-наперво нужно было навести порядок в служебной документации. И срочно что-то сделать с трудовой дисциплиной! Помню, пришла как-то на урок в выпускной класс, а там присутствует лишь половина списочного состава учеников. И учителя не видят в этом «ничего такого»! Пришлось чуть ли не каждому лично объяснять, что так больше работать они не будут. Ремонты, наполнение учебных помещений оборудованием, комплектование коллектива – даже если в какие-то моменты эта работа казалась борьбой с ветряными мельницами, я знала, что не отступлю, что моих организаторских способностей, чёткого представления конечной цели хватит, чтобы свернуть горы. И ситуация начала меняться…
– О тридцать седьмой заговорили в городе, когда у вас появились профильные МВД-классы. Сейчас попасть в них мечтают многие хорошисты и отличники из других школ, понимая, какой профориентационный старт они дают выпускникам. Это тоже была ваша идея?
– Моя. И знали бы вы, как поначалу её не понимали и не поддерживали даже в нашем коллективе! К счастью, я нашла единомышленников в лице заместителя начальника УМВД Игоря Газинского и заместителя начальника Восточно-Сибирского института МВД Игоря Парфиненко. На основе программы первых курсов создали учебный курс для профильных классов. И знакомство с профессией для учеников десятых профильных классов начинается с освоения предмета «Основы правоохранительной деятельности». Первую четверть они знакомятся с работой разных ведомств. В 11 классе учащиеся принимают участия в рейдовых мероприятиях – вместе с сотрудниками ОПДН посещают неблагополучные семьи, участвуют в акциях, проводимых инспекторами ГИБДД. Также в школе теперь есть предпрофильные классы Росгвардии. Ребята выдают замечательные результаты на конкурсах, фестивалях и форумах. Благодаря поддержке социальных партнёров в школе появились плац, музей. Профильные классы являются гордостью учреждения, его визитной карточкой, можно даже сказать, образовательным брендом. 8 ноября 2019 года постановлением мэра школе было присвоено имя Героя России Аркадия Королькова. Это новый этап развития. И за этим тоже стоит очень большая работа.
– Ольга Алексеевна, а что ещё вы считаете своими победами? Именно как директора школы?
– Создание высокопрофессионального педагогического коллектива и сильной административной команды. У меня каждый заместитель – это ас, мастер своего дела. Что касается оценки работы учителей, то принято учитывать категорийность – первую и высшую профессиональную категорию. Когда в 2009 году я пришла в тридцать седьмую, то была единственным учителем высшей категории. А сейчас у нас почти 70 процентов педсостава имеют высшую категорию – и это действительно впечатляющий результат. По начальной школе эти показатели стопроцентные. То есть все учителя 1-4 классов – педагоги высшей категории.
Это напрямую сказывается и на уровне подготовки детей. Раньше медалисты в школе были большой редкостью – знаю, что в 2002 году один из выпускников получил серебряную медаль. Потом был продолжительный перерыв. И вот с 2014 года ситуация изменилась: практически в каждом выпуске есть свои «звёзды». А в 2020 году у нас было четыре медалиста, а в 2021-м – впервые за историю школы – 6 золотых выпускников. Причём все эти награды ученики подтвердили высокими баллами на ЕГЭ.
Школа является площадкой для проведения муниципальных, региональных и всероссийских образовательных мероприятий. Ну а проводимая нами (в одиннадцатый раз в этом году) конференция «Фемида» имеет статус международной благодаря участию в ней школьников из Казахстана, Белоруссии, Монголии.
– Школа №37 находится в густонаселённом районе и, по сути, является стратегическим объектом, решающим образовательные проблемы на большой территории в городе. Мечта об организации учебного процесса в одну смену пока остается мечтой?
– Совершенно верно. Мы работаем с колоссальной нагрузкой. Сейчас в школе обучается 1130 учеников при проектной мощности 700 человек. Трёхэтажное здание школы используется по максимуму – занятия учащихся сорока классов ведутся на каждом полезном квадратном метре. Мы вынуждены были убрать станки из кабинета труда, чтобы иметь возможность проводить там уроки по другим предметам. Парты стоят даже в коридоре, где проходят внеурочные занятия.
В прошлом году я была вынуждена отказать в зачислении 38 кандидатам в первый класс – причём детям с прикреплённой территории. Да потому что элементарно некуда посадить!
Когда в 2020 году было принято решение о передаче нам здания бывшей гимназии №1, мы на радостях набрали пять первых классов, думая, что сразу же получится разместить там начальную школу. Увы, не вышло. В настоящее время здание в 178 квартале находится на капитальном ремонте. Это отдельная история. Но мы надеемся, что в следующем учебном году там зазвенят школьные звонки. Переезд начальных классов высвободит настолько необходимые сейчас учебные площади в основной школе. Кроме того, здесь планируется создание спортивной многофункциональной площадки, по проектно-сметной документации которой уже получено положительное заключение.
Так что к 55-летию школы мы подходим со значимыми результатами и большими планами. Пользуясь случаем, хочу пригласить на празднование юбилея СОШ №37 наших выпускников – оно состоится 3 ноября в ДК «Современник». Билеты поступят в продажу в ближайшее время. Также хочется поздравить своих коллег с профессиональным праздником. Мы с вами делаем самое нужное и важное дело в жизни – учим и воспитываем детей, готовим наше будущее. Всех благ вам и крепкого здоровья!