Бальзак, О. Евгения Гранде: роман / Оноре де Бальзак ; пер. с фр. Ю. Верховского. – Москва : Детская литература, 1988. – 207 с.
Конкурс любителей чтения в Ангарске продолжается, и газета «Свеча» с удовольствием предлагает участникам состязания обзор очередного литературного шедевра, который способен наполнить душу новыми эмоциями, усладить читательский слух прекрасным живым словом, заставить задуматься о собственной жизни и об окружающем мире.
Этот роман Оноре де Бальзака (1799–1850) из цикла «Сцены провинциальной жизни» по праву считается вершиной творчества знаменитого французского писателя. Имя героини Евгении Гранде давно стало нарицательным, олицетворяя бальзаковский образ женщины, готовой «жизнь отдать за сон любви».
Издание в переводе Фёдора Михайловича Достоевского стало первой опубликованной литературной работой молодого писателя.
Книга регулярно входит в списки «100 великих французских романов». После публикации роман был принят читателями с небывалым восторгом, в то время как сам Бальзак считал его просто поделкой.
Чем же восхитительна «Евгения Гранде»? Сюжет в пересказе в целом выглядит скучно. Но он так закручен эмоционально, что оторваться от чтения бывает трудно даже ночью. Сама героиня в романе персонаж страдательный, все сюжетные и психологические линии в произведении двигает «папаша Гранде» – полная противоположность дочери. Он скупец – опасный, коварный и злой.
У папаши Гранде есть жена и дочь 23 лет. И Бальзак подробно описывает, как глава семейства делает их жизнь невыносимой. В произведении мы наблюдаем за невероятно проницательно прописанными характерами и восхищаемся мастерством отображения человеческих трагедий в еле заметных бытовых мелочах. Великолепные описания повседневной жизни в провинции и столице, ядовитые сравнения и характеристики многочисленных второстепенных персонажей – вот что привлекает внимание читателя и затягивает его в повествование. Финал романа вполне реалистичен, хоть и печален: Евгения в итоге оказывается неспособной отказаться от правил, навязанных ею отцом, хотя тот уже умер. Она остается сломленной, хотя и не теряет благородства души, которое реализуется в её стремлении творить добрые дел и приносить окружающим пользу.