Здравствуйте, дорогие ангарчане.
Возвращаюсь к своим ежемесячным отчётам о работе Законодательного Собрания Иркутской области, но уже в качестве депутата Заксобрания четвёртого созыва.
19 сентября состоялись две организационные сессии ЗС, на которых было сформировано руководство областного парламента. Председателем Заксобрания вновь был избран Александр Ведерников. Пост вице-спикера сохранил Кузьма Алдаров. Ещё одним заместителем председателя ЗС избрали Наталью Дикусарову, которая в третьем созыве возглавляла бюджетный комитет. Я продолжу работать в тех же структурах, что и в третьем созыве – в комитете по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству и в комиссии по контрольной деятельности.
А с октября областной парламент включился в текущую законотворческую работу. 10 октября на заседании комитета по бюджету, который сейчас возглавляет ангарчанин Александр Лаутин, мы рассмотрели шесть вопросов.
По информации Минфина, в рамках рассмотрения проекта закона «Об исполнении областного бюджета за 2022 год» исполнение основных параметров областного бюджета составило:
– по доходам – 276 662 973,8 тыс. руб.;
– по расходам – 266 119 975,0 тыс. руб. (97,7% к показателям, утвержденным Законом о бюджете);
– профицит – 10 542 998,8 тыс. руб.
В 2022 году областной бюджет исполнялся в условиях замедления темпов экономического развития, роста цен на потребительские товары, адаптации экономики и финансовой сферы к санкциям, изменения структуры производства и внешней торговли. По отдельным социально-экономическим показателям темпы роста были ниже, чем предусматривал прогноз социально-экономического развития области.
В целом темп промышленного производства в 2022 году имел положительную динамику к уровню 2021 года (102,1%). При этом наблюдается отрицательная динамика по объёму строительных работ (91,9%); производству молока (99,9%); обороту розничной торговли (95,5%). Количество объектов незавершённого строительства не снижается, более того – если в 2020 году приостановлено строительство по 8 объектам, то в 2021 году – уже по 27 объектам, в 2022 году – по 21 объекту.
Далее мы рассмотрели сводный доклад о ходе реализации и об оценке эффективности государственных программ Иркутской области по итогам 2022 года. Докладчиком выступила министр экономического развития области Наталья Гершун.
Как следует из сводного доклада, в прошлом году реализовывалась 21 госпрограмма. На эти цели в региональном бюджете было предусмотрено более 275 млрд руб., общее финансирование превысило 318 млрд. Более 2/3 средств направили на госпрограммы социального блока.
На уровне 95-100% исполнено 16 госпрограмм, на уровне 90-95% – 3 программы, менее 90% – 2. Низкий уровень исполнения отмечается по госпрограммам «Развитие дорожного хозяйства и сети искусственных сооружений» – 93,3%, «Развитие физической культуры и спорта» – 90,6%, «Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергоэффективности Иркутской области» – 86,0%, «Доступное жилье» – 83,1%.
При установлении целевых показателей не учитывается эффективность деятельности ответственного исполнителя госпрограммы. В большинстве программ отсутствуют показатели, характеризующие общественно значимый эффект от их реализации.
В ходе обсуждения мы обратили внимание на относительно низкие показатели исполнения госпрограмм в сфере строительства и на необходимость включения в региональные программы механизмов обеспечения жильём молодых врачей и учителей на территориях Иркутской области.
Также рассмотрели изменения в Закон Иркутской области «О межбюджетных трансфертах и нормативах отчислений доходов в местные бюджеты», инициатором которого выступил Губернатор Иркутской области.
Как пояснила министр финансов региона Наталия Бояринова, эти коррективы предполагают увеличение нормативов отчислений налога по упрощённой системе налогообложения в местные бюджеты. Так, единый норматив отчислений для городских округов предложено повысить с 30 до 50%, а для муниципальных округов – до 75%. Кроме того, документ предполагает корректировку дифференцированных нормативов в зависимости от статуса муниципальных образований. Эти меры позволят уже в следующем году привлечь в местные бюджеты доходы на общую сумму в 2,2 млрд руб. Проект закона подготовлен в целях увеличения доходной базы муниципальных образований и стимулирования процесса преобразования муниципальных районов в муниципальные округа (подробнее ознакомиться можно по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=T4GofAuvRvo).
Необходимо отметить, что с моей стороны по теме межбюджетных трансфертов также был внесен законопроект. Скорее всего, он будет рассмотрен уже в ноябре. Помимо отчислений от УСН я предложил ещё внедрить в закон выделение из областного бюджета в бюджеты муниципальных образований 30 процентов от объёма доходов от транспортного налога, а это ещё дополнительно на 800 млн рублей поднимет уровень финансовой самостоятельности муниципалитетов, в том числе и Ангарского городского округа.
На следующий день, 11 октября, состоялось заседание комиссии по контрольной деятельности под руководством Тимура Сагдеева. Одним из ключевых вопросов, который был нами рассмотрен на комиссии, стал «Отчёт о результативности и эффективности мер, направленных на развитие внутреннего и въездного туризма в Иркутской области в 2019-2022 гг.».
Со слов Юлии Махтиной, аудитора КСП, к 2036 году согласно Стратегии социально-экономического развития регион должен принимать от 3 до 3,6 млн туристов, а объём платных услуг в сфере составлять от 13 до 15,5 млрд руб. С 2019 по 2023 годы на развитие туризма в Приангарье из федерального бюджета было направлено 1,3 млрд руб. по пяти направлениям.
Большая часть средств направляется на проектирование и строительство объектов обеспечивающей инфраструктуры в ОЭЗ «Ворота Байкала», а на развитие туристского рынка и повышение качества туристского продукта – менее 10% ассигнований. При этом большая часть объектов не сдана в эксплуатацию, есть существенные замечания к работе подрядчиков, требуется корректировка проектных решений. Из 19 резидентов ОЭЗ только один ведёт экономическую деятельность – это ООО «БГК «Гора Соболиная», которое работало до появления на участке особой экономической зоны.
При проверке использования средств грантов и анализе представленных документов установлено, что у 8 получателей из 10 по состоянию на 30.06.2023 г. отсутствовали в полном объёме документы, подтверждающие направление собственных финансовых средств на реализацию проектов.
В процессе строительства всех объектов допускались многочисленные отклонения от проектной документации,
изменения технических решений, что явилось следствием выделения отдельных объектов из общей проектной документации, ведения строительства двумя заказчиками, несогласованности проектных решений и последовательности выполнения работ. Два года (2021-2022 гг.) шли работы по перепроектированию. При этом все проекты должны были быть завершены к 1 июля 2023 года.
В ходе обсуждения я решил уточнить, кто несёт ответственность за те нарушения, которые были озвучены КСП. Ответ правительства, что вопросы неустойки решаются в судебном порядке, а суды по определению ведутся годами, меня не устроил. Ограничение возможностей недобросовестных подрядчиков и исключение такого рода «недоработок» необходимо предусматривать ещё на стадии подготовки контрактов. По моему мнению, в подобных вопросах следует придерживаться русской пословицы: «Семь раз отмерь – один раз отрежь». Необходим жесткий централизованный контроль при разработке проектной документации. Нужно провести дороги и соответствующую инфраструктуру в места предполагаемого туризма, тогда бизнесмены и без субсидий захотят строить гостиницы, кемпинги и т.д. (подробнее ознакомиться можно, по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=y6rk6i4j3Bo).
Ещё через день, 12 октября, я принял участие в заседании совета Законодательного Собрания по взаимодействию с представительными органами муниципальных образований Иркутской области. Сейчас идёт формирование бюджетов всех уровней. И встреча была посвящена именно этой теме:
– исполнение бюджетов муниципалитетов в 2023 году;
– основные подходы к формированию бюджета на предстоящий трёхлетний период.
Докладчиком вновь выступила Наталия Бояринова. Она сообщила, что за 9 месяцев текущего года отмечается рост по всем налоговым доходам муниципалитетов за исключением налога на землю. Общий объём их вырос на 17% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В 2023 г. объём межбюджетных трансфертов составил около 123 млрд руб., в том числе 67 млрд – на вопросы местного значения. Кроме того, в 2022 году правительство региона списало муниципалитетам бюджетные кредиты, израсходованные на строительство и реконструкцию дорог, благоустройство, реконструкцию объектов жилищного хозяйства и коммунальной сферы на сумму более 500 млн руб.
Исполнительный директор Ассоциации муниципальных образований Зоя Масловская отметила рост расходов на заработные платы работникам бюджетной сферы в связи с увеличением МРОТ и изменением линейки педагогов дополнительного образования.
И. о. председателя КСП Ольга Ризман заявила, что в большей части территорий при недостатке финансирования используются средства дорожных фондов, в результате ремонт дорожной сети зачастую не укладывается в строительный сезон. Рекомендовано синхронизировать действия региональных и местных властей, активизировать участие муниципалитетов в региональных и федеральных проектах, усилить контроль за их исполнением.
Вице-спикер Наталья Дикусарова отметила рост популярности инициативного бюджетирования. В прошлом году было подано 480 проектов, победило 406. В нынешнем году поступило уже 534 заявки, хотя ещё не все города и районы прислали свои проекты.
Затем участники совета перешли ко второму вопросу – об основных подходах к формированию бюджета на 2024 год и плановый период на 2025-2026 годы. С основным докладом опять же выступила министр финансов региона.
«Экономика восстанавливается быстрее, чем были составлены прогнозы. Правительство завершает подготовку главного финансового документа», – отметила Наталия Бояринова. Бюджет 2024-2026 годов сохранит социальную направленность. Приоритеты финансирования остаются прежними:
– выполнение социальных обязательств перед жителями области,
– реализация национальных проектов,
– обеспечение финансовой устойчивости местных бюджетов,
– реализация инфраструктурных проектов в рамках инвестиционных задач.
Начиная со следующего года в области будет действовать 25 государственных программ. Три из них новые: «Туризм и гостеприимство», «Обеспечение комплексного пространственного и территориального развития Иркутской области», «Цифровое развитие, связь и телекоммуникации».
Формирование проекта главного финансового документа – это поиск баланса в современных экономических условиях. Главная задача – найти оптимальное решение между потребностями в расходах и возможностями доходных источников.
При этом председатель Заксобрания Александр Ведерников обратил внимание участников совета, что региону необходимо ориентироваться на федеральные посылы в плане обеспечения нужд армии для достижения целей СВО, технологического и инфраструктурного развития (подробнее ознакомиться можно по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=zDbvsjMATVc).
А 18 октября пройдёт третья сессия Законодательного Собрания. Кроме законопроектов, рассмотренных на комитете по бюджету и комиссии по контролю и изложенных мною выше, на рассмотрение пленарного заседания ЗС будет внесено ещё более 30 вопросов. Но их подробный обзор я осуществлю в своей следующей публикации через неделю.
Евгений Сарсенбаев,
депутат Законодательного Собрания Иркутской области