Здравствуйте, дорогие ангарчане!
Продолжаю свои регулярные отчёты о работе Законодательного Собрания Иркутской области. 18 октября прошла третья сессия областного парламента четвёртого созыва. Началась она с вручения нам депутатских удостоверений. Затем слово было представлено губернатору Игорю Кобзеву. Глава региона поздравил нас с получением удостоверений, отметив, что это знак доверия жителей Приангарья. Затем он обозначил ряд актуальных вопросов и направлений, на которые в рамках совместной работы правительства и депутатского корпуса должно быть обращено особое внимание.
К завершающей стадии подходит формирование областного бюджета на ближайший трёхлетний период, на рассмотрение в ЗС он будет внесён до 25 октября. В планируемом бюджете предусмотрены средства на обеспечение увеличения с 1 января 2024 года МРОТа на 18% и зарплат работникам бюджетной сферы, а также выполнение всех социальных обязательств в полном объёме. Стоит задача и по увеличению финансирования развития социальной инфраструктуры и повышению экономической активности муниципальных образований региона. Все необходимые расходы заложены в бюджет.
Также губернатор затронул вопрос усовершенствования механизмов управления территориями. В качестве примера он привёл Чунский район, который преобразуется в единый муниципальный округ.
«Предстоит большая командная работа», – подчеркнул Игорь Кобзев и предложил нам включаться в законодательное регулирование майнингового вопроса.
После этого мы приступили к рассмотрению вопросов повестки пленарного заседания. Изменения в областной закон «О денежной выплате участникам специальной военной операции», принятые в окончательном чтении, упростили процедуру получения единовременной денежной выплаты участниками специальной военной операции, служащими в Вооружённых Силах РФ по контракту.
Единовременная выплата будет предоставлена гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы с 16 декабря 2022 года, независимо от включения в списки личного состава войсковой части, участвующей в специальной военной операции. Это связано с невозможностью установления данных об участии отдельных войсковых частей в специальной военной операции. Кроме того, исключено требование к служащим по контракту, направленным через военкомат или пункт отбора граждан на военную службу, о регистрации по месту жительства на территории региона. Размер
единовременной денежной выплаты составляет 200 тыс. рублей.
Кроме того, в первом чтении были приняты ещё два законопроекта, направленных на поддержку участников СВО. Один из них предусматривает внесение изменений в закон «Об отдельных вопросах образования». Предложено детей участников спецоперации кормить бесплатно не только в школах, но и в учреждениях среднего профессионального образования. Такую же меру поддержки предлагается установить для детей-инвалидов и инвалидов, обучающихся в средних специальных учебных заведениях.
Поправками в другой областной закон – «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан» – предлагается расширить перечень категорий граждан, имеющих право на получение бесплатного земельного участка, включив в него военнослужащих, удостоенных звания Героя Российской Федерации или награжденных орденами РФ и являющихся ветеранами боевых действий, а также семьи погибших участников СВО.
Далее мы заслушали доклад председателя Ассоциации муниципальных образований Иркутской области, мэра города Черемхово Вадима Семёнова «О положении дел в сфере организации и осуществления местного самоуправления в Иркутской области в 2022 году».
Доклад содержал девять разделов по различным направлениям осуществления местного самоуправления. Нам был представлен анализ проблем в сфере деятельности органов МСУ, развития муниципальных образований Иркутской области, а также были внесены предложения по совершенствованию федерального и регионального законодательства в сфере местного самоуправления.
Кроме того, в докладе традиционно были подняты темы национальных проектов, кадров, финансов, гражданской активности, пространственного развития, контрольно-надзорной деятельности и другие. Так же, как и в своих докладах за
предыдущие годы, Вадим Семёнов отметил, что основным источником финансирования инфраструктурного развития муниципальных территорий являются государственные программы и проекты. Причем эта тенденция ежегодно усиливается в связи с реализацией национальных проектов, принятых для достижения целей, обозначенных в Указах Президента Российской Федерации.
Вместе с тем остаются остроактуальными вопросы финансовой сбалансированности местного самоуправления. До сих пор влияние отчислений от налогов, которыми облагаются хозяйствующие субъекты, на состояние местной экономики остается невысоким, особенно для городских и сельских поселений. Недостаточность финансирования касается не только делегированных, но и собственных полномочий органов МСУ. С принятием новых федеральных законов финансовая нагрузка на них постоянно повышается без увеличения доходной части местных бюджетов.
Практически не снижается дефицит кадров. На муниципальной службе не хватает экономистов, юристов с опытом судебной работы, специалистов сектора ЖКХ, архитектуры, градостроительства, специалистов по муниципальным закупкам и по управлению муниципальным имуществом. Текущий же состав муниципальных кадров необходимо омолаживать, привлекая молодых специалистов.
Отсутствие чёткого регулирования полномочий органов МСУ федеральным и региональным законодательством приводит к отсутствию единого толкования обязанностей органов местного самоуправления по исполнению полномочий и трактуется контрольными органами и судами не в пользу муниципалитетов.
Пристальное внимание вызвал проект закона «Об отдельных вопросах проведения эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в Иркутской области».
Законопроект был разработан Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратурой для обеспечения снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха. Он регулирует целый ряд параметров по проведению эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) на основе сводных расчётов загрязнения атмосферного воздуха в Иркутской области. В соответствии с государственной статистической отчётностью, выбросы загрязняющих веществ в Иркутской области составили в 2022 году 739 тыс. тонн, причём наблюдается тенденция к увеличению.
Проектом определяются:
– территории и срок проведения эксперимента;
– полномочия губернатора и правительства Иркутской области по проведению эксперимента;
– лицо, ответственное за достижение целевых показателей, включённых в комплексный план мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Эксперименту присвоен федеральный уровень. Первоначально, с 1 января 2020 года, в нём участвовало 12 городов России, в том числе от нашей области город Братск. В июле 2022 года Правительство РФ своим распоряжением утвердило дополнительный перечень городских поселений и городских округов с высоким и очень высоким загрязнением атмосферного воздуха. В этот перечень от Иркутской области уже вошли 7 городов: Иркутск, Зима, Усолье, Черемхово, Свирск, Шелехов и наш Ангарск.
Предварительно депутаты и природоохранная прокуратура обсудили, что в проект регионального закона перед вторым чтением добавят города Иркутской области согласно федеральному перечню. Изменятся и сроки этапов проведения эксперимента. Результатом эксперимента будет реализация комплексных планов мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух до конца 2030 года.
Депутаты внесут поправки, где я буду соавтором, до 3 ноября этого года, чтобы откорректированный проект рассмотрели уже на ноябрьской сессии Заксобрания.
Что экологическое положение в Иркутской области (и в Ангарске в частности) весьма далеко от благополучного, ни для кого не секрет. И это связано не только с выбросами вредных веществ в атмосферу, но и с неосмотрительными действиями местных администраций. Я неоднократно поднимал на площадке Законодательного Собрания и за её пределами серьёзные экологические проблемы нашего города. Например, постепенное выдавливание Ангарского трамвая из системы городского общественного транспорта существенно ухудшает и без того невесёлое экологическое состояние нашего города.
Далеко не радужные перспективы вырисовываются в связи со строительством вблизи Ангарска крупного мусоросортировочного комплекса (предполагаемая мощность – 405 тысяч тонн отходов в год). Наше беспокойство старательно усыпляют увещеваниями, что это будет экологически безопасное современное предприятие, но оно предполагает расположение вблизи экологически неблагополучного города нового масштабного полигона твердых бытовых и технологических отходов общей площадью более 100 га. При этом действующий полигон занимает площадь 21,7 гектара, и он заполнен лишь на 36%. Представляете, какие нас ждут перспективы?
Начиная с декабря прошлого года я неоднократно обращался в разные инстанции по поводу вывоза грязного снега по периметру Ангарска и организации там (с молчаливого согласия нашей городской администрации) четырёх «снежных свалок» общей площадью более 118 тыс. кв. м. В январе городской суд по иску природоохранной прокуратуры признал незаконным бездействие администрации АГО и возложил на местную власть обязанность обеспечить территорию округа соответствующими закону площадками. Но «несанкционированные» свалки продолжали действовать до полного таяния грязного снега.
Вообще-то это региональная проблема, поэтому я обратился к губернатору и нашёл понимание. По моей инициативе была создана рабочая группа по её решению. Мы продолжаем работу и ждём ответов от профильных ведомств и надзорных организаций, куда настойчиво отправляем свои обращения.
Затронул эту тему в своём докладе и мэр Черемхово Вадим Семёнов. Он подчеркнул, что в муниципальных образованиях нет средств на снегоплавильные установки, поэтому технологический снег вывозят кто куда. Я неоднократно утверждал, что именно такая установка остро необходима Ангарску, её отсутствие вкупе с бездействием чиновников может привести к деградации естественных экологических систем на территории округа.
Продолжением темы экологического неблагополучия Приангарья в определённой мере можно считать и доклад уполномоченного по правам человека в Иркутской области Светланы Семёновой «Об отдельных вопросах реализации прав женщин на оказание медицинской помощи в период беременности и родов на территории Иркутской области». Согласно приведённым цифрам, демографическая ситуация в Иркутской области в последние десятилетия оценивается негативно. Немалую роль, на мой взгляд, здесь играет и экологическая составляющая.
Численность населения региона постоянно снижается, и в 2022 году она составила 2 357 134 человек (в 2021 г. – 2 370 102 чел.). Основной причиной убыли населения на протяжении многих лет являлся рост смертности. Хотя в 2022 году этот показатель существенно снизился. По предварительным данным, в течение 2022 года умерло 33 228 человек (в 2021 году – 41 889 человек, в 2020 году – 35 576 человек; в 2019 году – 31 559 человек). Показатель младенческой смертности составил 4,8 умерших на 1000 родившихся.
Определенный процент убыли населения также связан со значительным падением уровня рождаемости. В 2022 году (по состоянию на 1 декабря 2022 года) в Иркутской области родилось 22 546 человек (в 2021 году – 26 180 человек, в 2020 году – 27 137 человек; в 2019 году – 28 319 человек).
В условиях негативных демографических тенденций поддержка материнства и детства имеет особое значение. В 2021 году наблюдалось значительное увеличение (в 8 раз) количества смертей женщин в связи с родами, а также в послеродовой период. Поэтому Министерству здравоохранения Иркутской области уполномоченным было рекомендовано провести анализ причин материнской смертности и
принять соответствующие меры к их устранению.
Принятие на сессии ЗС закона «О преобразовании муниципальных образований Чунского района Иркутской области» я считаю определённым этапом в упорядочении региональной системы местного самоуправления. В соответствии с Законом Иркутской области от 16 декабря 2004 года «О статусе и границах муниципальных образований Чунского района Иркутской области» на территории Чунского района Иркутской области были образованы:
– 3 городских поселения (Лесогорское, Октябрьское, Чунское);
– 8 сельских поселений (Балтуринское, Бунбуйское, Веселовское, Каменское, Мухинское, Новочунское, Таргизское, Червянское);
– Чунский муниципальный район.
Принятый закон предусматривает объединение всех поселений, входящих в состав Чунского района, во вновь образованное муниципальное образование – Чунский муниципальный округ с административным центром в рабочем посёлке Чунский.
«Преобразование пойдёт на пользу территории. Инициатива поддержана главами, населением. Главные плюсы – это эффективность управления, единый бюджет, возможность участвовать в госпрограммах», – отметил мэр Чунского района Николай Хрычов.
На мой вопрос, не потеряет ли Чунский муниципальный бюджет после преобразования, Николай Дмитриевич уверил, что все вопросы просчитаны. Например, количество потенциальных субсидий может даже увеличиться. Я инициативу чунских товарищей поддержал, но очень надеюсь, что они действительно всё скрупулезно просчитали. Потому что в 2015 году мэр Ангарского района и будущий мэр АГО Сергей Петров тоже нас уверял, что у них всё просчитано, но чуть позже эксперты установили, что наш округ по сравнению с упразднённым районом начал терять свыше 600 миллионов рублей в год…
По завершении сессии мы по приглашению губернатора Игоря Кобзева посетили Иркутское суворовское военное училище Министерства обороны РФ, открытое в сентябре этого года. Экскурсию по зданию учебного заведения и прилегающей территории провёл начальник училища Анатолий Золотухин.
Мы осмотрели центральную аллею перед зданием, где представлены 14 бюстов героев-лётчиков – уроженцев региона (из них 12 Героев Советского Союза и два Героя Социалистического Труда), а также оценили оснащение учебных аудиторий, пищеблока, библиотеки и жилых комнат.
80 лет назад в Советском Союзе была создана система суворовских и нахимовских военных училищ. Создавая их, руководство страны преследовало две цели: устроить будущее сирот, потерявших родителей на войне, и повысить в стратегической перспективе качество подготовки офицерских кадров. Из детей войны и последующих поколений суворовцев выросла плеяда блестящих офицеров, Героев Советского Союза, руководителей Советской и Российской армии.
Вклад суворовских и нахимовских училищ в укрепление обороноспособности нашей страны огромен. Это уникальные школы. Если в системе гражданского образования в 1990-е годы воспитательный процесс был оторван от процесса обучения детей, то в суворовских и нахимовских училищах они остались единым целым. И это приносит свои плоды. В среднем выпускники СВУ и НВУ отличаются от ребят, пришедших из гражданских школ, более высоким уровнем подготовки.
Иркутское суворовское училище было создано на площадке бывшего Иркутского высшего военного авиационного инженерного училища (ИВВАИУ). Это первое суворовское училище в Сибири. В этом году сюда приняли 180 курсантов. Всего будут учиться 420 человек. Курсанты будут изучать не только общеобразовательные предметы и основы военной подготовки, но и основы лётного дела. Для этого в учебном корпусе оборудовали многофункциональный интерактивно-образовательный комплекс воздушно-космических сил. Теперь и в Иркутске есть настоящая кузница военных кадров – будущих офицеров, патриотов и защитников России.
Евгений Сарсенбаев,
депутат Законодательного Собрания Иркутской области