С тех пор, как в Ангарске начался передел собственности и прихватизирования муниципального добра, ушлыми умельцами была наработана схема банкротств муниципальных предприятий. МУПы преднамеренно банкротили, рядом создавали разного рода ООО с похожими названиями, учредителями в них были свои люди. Через эти ОООшки уводилось имущество МУПов, возвращать которое никто и не собирался. Одним из таких предприятий, исчезающих (пока!) с карты города, сегодня является ДРСУ.
Дорожное ремонтно-строительное управление существует в Ангарске более четверти века. В его истории были разные страницы. Тучи над ДРСУ начали сгущаться еще к концу правления городом Виктора Новокшенова. А впервые серьезно его попробовали на зуб сразу после прихода к власти Евгения Канухина. Среди прочих МУПов ДРСУ выглядело уж очень аппетитно. Чем оно было интереснее других? Город не может существовать без специализированного предприятия, обслуживающего дороги. Их содержание, ремонт, строительство – то, чем занимается ДРСУ. При любой власти бюджетные средства, выделяемые на эту статью расходов, были немалыми, а в некоторые годы просто огромными. Во время руководства Ангарском Евгения Канухина ДРСУ довели было практически до банкротства, тогда в штате предприятия осталось около двух десятков работников (из более чем 200 по штату), техника перешла в ООО «БДСК» («Байкальская дорожно-строительная компания»). Но окончательно прикончить предприятие тогда не удалось (из ответа и.о. начальника УБЭП ГУВД по Иркутской области И.В. Ковальчука депутату Жукову №8/67-3088 от 20.11.09: «В результате проверок, проведенных сотрудниками БЭП..., возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 201 УК РФ в отношении МУП «ДРСУ» по факту незаконной передачи своего имущества в аренду ООО «БДСК»).
И вот новая страница летописи ДРСУ. Она приходится уже на период правления администрации Леонида Михайлова. Весь 2008 год предприятие отработало без проблем, заработало хорошую прибыль. Деньги хотели потратить на приобретение спецтехники – к тому времени автопарк был более чем скромный, с учетом всех экспроприаций последних лет. Именно эта прибыль и решила судьбу многострадального МУПа – в этом уверены работники предприятия. Администрация города создает МКП «Благоустройство», цели объясняются так: мы уходим от проведения конкурсов на выполнение дорожных работ. Таким образом ДРСУ будет обеспечено муниципальными заказами, которые станут передаваться от «Благоустройства» через субподряд ДРСУ. Созданное «Благоустройство» не имело ни кола ни двора, поэтому технику, офисные помещения, гаражи и прочее добро для него решили забрать у ДРСУ. Письмо за подписью директора ДРСУ Манина с просьбой забрать имущество в свое время процитировали все городские газеты, само собой, с соответствующими комментариями. Даже Ангарская прокуратура свой голос по этому поводу подала. Из ответа за подписью прокурора Дмитрия Погудина: «...установлено, что действия, совершенные ДУМИ г. Ангарска, директором МУП Ангарска «ДРСУ» противоречат ст. 18 ФЗ от 14.11. 2002 г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», поскольку лишили предприятие возможности осуществлять финансово-хозяйственную деятельность». На этом, собственно, интерес городской прокуратуры к наведению порядка с муниципальным добром на предприятии и закончился. Из ответа начальника ДУМИ через СМИ на возмущенные требования сотрудников ДРСУ вернуть имущество предприятию следовало: «Этого не будет». Хотя кое-какую технику предприятию со временем все же вернули. Но малую часть. И ту, что имеет практически стопроцентный износ. Защищать права обобранного МУПа взялась было областная прокуратура и даже иск в арбитражный суд области направила. Иск о признании недействительной сделки по приему из хозяйственного ведения МУП г. Ангарска «Дорожное ремонтно-строительное управление» имущества: двух объектов недвижимого имущества, 28 автотранспортных средств, двух компьютеров согласно приложению №1 к акту приема-передачи муниципального имущества от 01.04.2009 г., оформленной распоряжением начальника ДУМИ администрации г. Ангарска от 01.04.2009 г. №94-р, о признании недействительной сделки по приему из хозяйственного ведения МУП г. Ангарска «Дорожное ремонтно-строительное управление» имущества: 26 объектов недвижимости (здания – 13 ед., эстакада – 2 ед., вагончики – 2, склад – 1, помещение – 1, площадка – 1, емкости – 2, забор, ограждение с воротами, бензораздаточная колонка, склад – 1 ед.), 6 компьютеров, АТС «Панасоник КХ» согласно приложению №1 к распоряжению ДУМИ администрации г. Ангарска №160/1-р от 29.09.2009 г., оформленной распоряжением начальника ДУМИ администрации г. Ангарска от 29.09.2009 г. №160/1-р.
Прошло несколько судебных заседаний, и вдруг областная прокуратура отказывается от своего иска. Судья прекращает производство по делу. В итоге ДРСУ, возглавляемое новым директором Сергеем Усачевым, идет в четко начерченный последний путь. Это коснулось и имущества ДРСУ, и новой кадровой политики – стали изгоняться все инакомыслящие (это следует из пояснения к исковому заявлению работника ДРСУ Нины Горбуновой в Ангарский городской суд): «На подписавшихся начались гонения. Директор вызывал людей в кабинет и стращал... Коллектив решил с данными действиями Алехиной и Семенова бороться и отстоять предприятие... Была создана инициативная группа. Первые обращения были направлены главе города Леониду Михайлову, депутату Юрию Фалейчику, депутату Владимиру Жукову. На защиту предприятия встали только Жуков и Кажаева... Коллектив продолжает бороться. Директор ДРСУ (бывший – авт.) не выполняет указание сверху – коллектив не разогнан, за что его с 13 января 2010 г. снимают с должности. Новым директором становится Сергей Усачев, который сразу заявил, что он здесь будет работать, пока не сменится администрация, то есть до выборов.
Свою работу он начал с планерки с ведущими специалистами, на которой заявил, что ему предложено убрать главного бухгалтера, главного инженера. Кроме того, он предложил написать письмо в прокуратуру, что на предприятии все хорошо и часть имущества уже возвращена (это было сделано задним числом). Усачев пытался выяснить фамилию человека, который руководит инициативной группой, стремящейся вернуть ДРСУ в прежнее состояние.
Техника передавалась сломанная – по принципу: «На тебе, боже, что нам негоже». Я отказалась от подписания такого письма. Как можно было писать такое, когда техника и люди находились в простое, фронт работ отсутствовал. Отказались и остальные. Усачев пишет письмо от себя: предприятие работает хорошо, климат в коллективе стабилизируется. Затем сокращает председателя профсоюза С. Кириченко, при этом вводится должность маркетолога (это место занял близкий родственник одного из ведущих чиновников городской администрации).
В это же время по распоряжению администрации МКП «Благоустройство» передает ДРСУ работу по очистке самых убыточных улиц. Технику привлекают из МКП «Благоустройство» по рыночным расценкам. Эта же техника работала в ДРСУ по ценам в два раза ниже. Мы несли убытки. Усачев в это время решает вопрос о кредите на приобретение техники, спрашивает наше мнение. Мы – против».
Несмотря на то, что коллектив был против того, чтобы брать многомиллионные кредиты на приобретение техники (взамен отданной «Благоустройству»), на 2009 год Леонидом Михайловым и Вадимом Семеновым была подписана «Инвестиционная программа МУП г. Ангарска «ДРСУ». В программе были заложены мероприятия на сумму 19,713 млн руб., в том числе из бюджета города, предварительно на приобретение техники ДРСУ выделено 10 млн руб. На что были потрачены 19,713 млн руб.? На приобретение погрузчика-экскаватора LX-130-7-Нitaci за 3,1 млн руб., погрузчика «Bobcat» с навесным оборудованием (гидромолот и фреза) за 5,6 млн руб., автосамосвала МАЗ-5551 А2-383 за 2,5 млн руб., подметально-уборочной машины (прицепной) за 2,8 млн руб., автомашины кран-борт 5-7 т за 2,5 млн руб. и на прочие мероприятия.
Из коллективного обращения работников ДРСУ к мэру АМО, в КСП и общественную палату г. Ангарска за 23 подписями: «В настоящее время мы существуем на территории когда-то своей, а теперь чужой, не имеем собственной ремонтной базы, бытового помещения, стояночных мест для транспортных средств и т.п.
По итогам 2009 г. наше предприятие признано прибыльным и рентабельным, и на 2010 год был разработан план приобретения совместно с администрацией города новой спецтехники и оборудования. Однако эта спецтехника и машины в течение года поступали в МКП «Благоустройство» и МАУ «Березовая Роща».
2010 год в коллективе ДРСУ начался с назначения городской администрацией нового директора. Было много обещано, но, к сожалению, ничего не выполнено. В разгар сезона новый руководитель избавляется от большинства членов инициативной группы, противостоящей произволу городской администрации, это работники бухгалтерии и экономической группы, падает заработная плата работников предприятия и нарушаются сроки ее выплаты. Из прибыльного предприятия ДРСУ пытаются превратить в убыточное, обанкротить. Кому-то ведь это надо?! Кто-то на базе ДРСУ хорошо наживается. Куда уходят заработанные в сезон деньги, если меньше стала зарплата, длительное время не оплачиваются счета за аренду техники, по заявкам механиков, охраны труда, не оплачивается наш труд в выходные и в праздничные дни, классность водителей в соответствии с законодательством? Одновременно проводится евроремонт в подразделении нашего предприятия – на асфальто-бетонном заводе (АБЗ). Предполагаем, что заключаются договоры подряда с сомнительными организациями, но так ли это, должны разобраться специалисты.
Рабочий коллектив обращается с просьбой о помощи сохранить наше предприятие, разобраться, кому выгодно его банкротство, а также провести проверку финансово-хозяйственной деятельности ДРСУ.
Жители города видят, в каком состоянии находятся дороги в городе. Рабочие МКП «Благоустройство» также недовольны положением дел, о чем они писали в городских СМИ.
Предприятие ДРСУ имеет право на жизнь, способно выполнять работы по строительству, ремонту и содержанию дорог и развиваться, но этому умышленно мешают».
Как именно мешают, какими способами обескровливают предприятие, его работники рассказали в беседе с журналистом. Люди ведь не слепые, все происходит на их глазах (отгородить всех рабочих от происходящего начальство ДРСУ не в состоянии), связать два события и увидеть причинно-следственную связь – дело несложное.
Асфальто-бетонный завод, входящий в структуру ДРСУ, – это «курица», несущая для предприятия «золотые яйца». И так было всегда. Продукция этого завода востребована: кроме АБЗ, в Ангарске никто асфальт не производит. Но по отчетным документам за 2010 год (отчет о прибылях и убытках предприятия) все предприятие, включая и АБЗ, который всегда был для ДРСУ основой доходной части, еле сводит концы с концами. За первый квартал 2010 года убытки составили 3,309 млн руб., за первое полугодие убытки еще более выросли и составили 6,188 млн руб., ситуация еле выправилась к концу третьего квартала, даже прибыль появилась – 42 тыс. руб. Это при немалых-то объемах произведенного асфальта!
Видимо, кое-кому не терпится прибрать этот заводик к рукам, но необходимо сначала обанкротить ДРСУ. И для этого делается все необходимое. Автопарк предприятия не обновляется. Основной фронт работ – у «Благоустройства». Многие сотрудники ДРСУ сидят в отпуске без сохранения содержания. Сейчас численность работающих на предприятии менее 100 человек. Практически всех сотрудников, готовых биться за реанимацию родного предприятия, сократили. От былого костяка, сотрудников со стажем, осталась небольшая горстка. Сократили Н. Горбунову, Н. Шевнину, Н. Карасову, Т. Осипову, Н. Гнатюк, С. Кириченко, Д. Манькова, А. Янову, Н. Дорсигову. Они не выдержали (выше цитировалось письмо Нины Горбуновой) – поставили свои подписи под документом, что ознакомлены с приказом о сокращении. Тогда они просто не понимали (по причине отсутствия юридической грамотности), что подписывают себе, по сути, смертный приговор. Обработка каждого кандидата на вылет производилась грамотно, без свидетелей, с глазу на глаз с работодателем. Поэтому восстановить свои попранные права через суд сокращенные сотрудники ДРСУ не смогли.
Теперь в Ангарске некому заняться ситуацией с ДРСУ, некому защитить права тех, кого сократили, разобраться, что вообще происходит на этом предприятии. А было бы интересно узнать о многих вещах. Например, какую реальную прибыль приносит АБЗ и куда она, собственно, девается? Каково качество выполненных работ на строительстве и ремонте отдельных участков ангарских автодорог? Какова толщина нового асфальта в сантиметрах и соответствует ли она норме и цифрам в документах? Если есть разница, то куда она пошла? Какие такие услуги оказывает субподрядчик ООО «ХПС» для ДРСУ? Почему новое руководство ДРСУ заключает с тем самым непростым бывшим маркетологом договор на перевозку ПГС на его грузовиках по тонно-километрам, а с другими частниками – на условиях почасовой работы... А это разница в деньгах в разы. Есть ли нормальный учет и контроль за выполненным объемом работ? Кто взвешивает ПГС, которым грузят самосвалы в карьере (там нет весов)? Куда деваются пачки пустых бланков маршрутных листов? Подобных вопросов множество, но задавать их, похоже, некому. Не в Ангарскую же прокуратуру жаловаться и не Михайлову же на Михайлова...
За последние месяцы в городских СМИ тема банкротства ДРСУ как-то подзабылась. Но на невидимом фронте запланированные мероприятия по банкротству идут, надо полагать, полным ходом.
Дадут ли жители города похоронить еще один обобранный МУП? Или все же спросят с городской администрации и прокуратуры за судьбу предприятия?