Где сегодня можно поговорить со старшеклассниками о серьезных вещах? На уроках некогда – школьная программа подпирает. Дома не до того – родители после работы отдыхают у телевизора. Да и педсовет, вопреки сложившемуся мнению, для этого совсем не подходит. В конце прошлого года городской ассоциацией педагогов «Со-действие» место для важных разговоров с взрослеющими детьми было найдено (и очень удачно!) – им стал театр.
Два предыдущих заседания дискуссионного клуба для старшеклассников прошли с участием артистов народного театра «Факел», режиссер которого, Александр Кононов, уверен, что главная задача любительского театра не в том, чтобы научить актеров играть, а в том, чтобы и их, и зрителей научить размышлять. В минувшую субботу, 12 марта, эстафету принял театр «Чудак». Именно здесь, в легендарной «одиннадцатой комнате», после премьерного спектакля «Прощание в июне» по одноименной пьесе Александра Вампилова возник часовой диспут учащихся нескольких городских школ.
Конечно, говорили в основном о главном герое драмы – Колесове. Причем большинство ребят оправдывало его: поступки вампиловского персонажа показались им понятными, хотя он и принадлежит к другому поколению. Разорванный диплом – символ выбора в пользу совести – не был, по их мнению, проблемой: «Ну и что – он пойдет завтра и дубликат себе закажет». Были и другие мнения. Особенно порадовала присутствовавших педагогов фраза, что «Прощание в июне» – пьеса о выборе жизненного пути, который встает перед человеком на пороге его взрослой жизни.
– Важно не только посмотреть спектакль, но и поговорить потом об этом, – считает Сергей Метелкин, преподаватель словесности гимназии №8 и исполнитель роли Золотуева в спектакле. – Во время дискуссии дети не только учатся общаться и доказывать свою точку зрения, но и вообще разбираются, что происходило на сцене. А что касается пьесы – с тех пор ничего не поменялось: все покупается и продается. Пожалуй, единственное отличие – сегодня это делается открыто. Но необходимости нравственного выбора никто не отменял.
Вот и получается, что решать серьезные воспитательные задачи школе помогает театр. Хотя это далеко не единственный плюс подобного симбиоза: театр в состоянии возвратить подростка к книге, заставить его почувствовать прелесть родного языка, а главное – научить размышлять.