Новость о том, что руководство ГУФСИН приняло решение о закрытии исправительного учреждения для несовершеннолетних в Ангарске, появилась год назад. Оно был мотивировано тем, что в настоящее время региональная система исправления осуждённых переживает глобальную реорганизацию.
За последние два года в Иркутской области было ликвидировано сразу несколько исправительных учреждений: ИК-27, КП-22, лечебно-исправительное учреждение Вихоревки. И вот дело дошло до Ангарской воспитательной колонии, которая действовала с 1966 года и была единственным в нашем регионе исправительным учреждением для несовершеннолетних. В сентябре 2023 года Министерство юстиции РФ подписало указ о ликвидации Ангарской воспитательной колонии. За прошедший год сюда не направлялись новые осуждённые (они помещаются в Канскую ВК), и сейчас там остаются только четверо заключённых. Причём один из них вскоре достигнет совершеннолетия и будет направлен во взрослую колонию, двое ожидают досрочного освобождения, а ещё одного мальчика собираются перевести в Новосибирскую воспитательную колонию, потому что у него там семья. После этого учреждение в Юго-Восточном прекратит своё существование. По крайнем мере, в прежнем формате.
Неужели реформа подразумевает только закрытие колоний? И в чём смысл подобных преобразований? Вот как весной 2022 года уполномоченный по правам человека в Иркутской области Светлана Семёнова в своем докладе на сессии Заксобрания мотивировала это решение: сейчас серьёзно стоит вопрос об открытии исправительных центров как альтернативных способов отбывания наказания, наиболее гуманных. Другими словами – суды выносят решения о реальном лишении свободы только в случаях совершения тяжких преступлений против личности. А несовершеннолетние преступники чаще всего отправляются за решётку после неопровержимых доказательств совершённых ими убийств и изнасилований (по фактам имущественных преступлений по большей части выносятся приговоры об условном наказании). В итоге общая численность отбывающих наказание в местах лишения свободы год от года сокращается.
То есть дело в гуманизации процесса исправления преступивших закон. И, наверное, есть плюс в том, что наш город постепенно освобождается от неофициального звания «исправительной столицы Восточной Сибири». Хотя в Ангарске по-прежнему действует целый комплекс учреждений ГУФСИН: следственный изолятор, ИК-2 (колония строгого режима для ранее не отбывавших наказание в виде лишения свободы), ИК-15 (колония строгого режима для ранее отбывавших наказание в виде лишения свободы), ИК-7 (колония особого режима), ИК-14 (колония общего режима для ранее не отбывавших наказание в виде лишения свободы).
Что же касается воспитательной колонии, то в середине 1970-х годов в Ангарскую ВТК стекались осуждённые из Приморья, Хабаровского края, Камчатки, Якутска, и количество их временами достигало 850 человек. В 80-е исправительное учреждение для несовершеннолетних с дислокацией в Ангарске считалось одним из лучших в стране.
В колонии есть карантинное отделение (для прибывших), ПФРСИ (помещение, функционирующее в режиме следственного изолятора) на 24 места, школа, училище, подсобное хозяйство, современная столовая, поликлиника, благоустроенные комнаты для длительных свиданий. Несколько последних лет здесь действовала психологическая лаборатория, сотрудники которой выстроили эффективное взаимодействие с общественными организациями Ангарска и Иркутска: молодёжным правозащитным фондом «Ювента», реабилитационным центром «Перекрёсток семи дорог». На базе АВК были реализованы десятки социальных проектов общественников: «Письмо чиновнику», «Письмо домой», «Трудоустройство», «Технологии эффективного общения и рационального поведения в конфликте», «Разорвём круг зависимости», «Дорога в жизнь». Студентами ИГУ проводились групповые занятия по развитию коммуникативных навыков подростков, обучению бесконфликтному общению. В 2010 году здесь был открыт центр ресоциализации для подготовки к освобождению. А в 2019 году благодаря инициативе директора фонда развития социальной среды «Содействие» Евгения Иванова в Ангарской воспитательной колонии появилась первая в нашей стране тренировочная квартира, где подростки перед освобождением готовились к самостоятельной жизни.
На территории АВК расположены православная часовня, клуб, зимний сад, футбольное и волейбольное поле, тренажёрный зал, бассейн. Созданы условия для игры в настольный теннис, лапту, настольные игры, для посещения библиотеки и просмотра фильмов на большом экране, для проведения интеллектуальных викторин и развлекательно-познавательных конкурсов, а также занятий в вокально-инструментальном ансамбле, театральной студии, художественной, спортивной секциях.
Неужели даже такие – максимально щадящие – методы исправления с внедрением разнообразных воспитательных адаптивных программ оцениваются как малогуманные? Скорее всего, это всё станет базой для того самого центра исправления, о котором с энтузиазмом говорила Светлана Семёнова.